Научное направление: «Исследование эколого-экономической безопасности в системе устойчивого развития Арктики»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Причины интереса к регионализации Севера обусловлены тенденцией повышения ответственности органов регионального управления за безопасность, здоровье, охрану и рациональное использование ресурсного потенциала субъектов, являющихся социально-значимыми регуляторами и основой для устойчивого развития региона и населения, проживающего на его территории. Управление инновационным развитием Арктического региона с учетом эколого-экономической безопасности направлено на совершенствование социо-эколого-экономической деятельности субъектов системы управления регионом. В условиях формирования рыночных отношений социо-эколого-экономические процессы в регионе постоянно разви-ваются. Перемены становятся важнейшим индикатором жизнеспособности развития современного регионального управления. Поэтому, чтобы соответствовать современным потребностям, нужно быть постоянно готовым к переменам, а точнее, к инновациям в своем развитии. Под оценкой эффективности эколого-экономической безопасности, можно рассматривать следующие подходы к ее определению:
­ определение результативности, эффективности и оптимальности эколого-экономической деятельности;
­ определение эффективности различных видов эколого-экономической деятельности (различных инновационных кластеров);
­ определение эффективности отдельных субъектов, стадий или этапов эколого-экономической деятельности.
Сложность и многоаспектность понятия «регион» позволяет рассматривать систему эколого-экономической безопасности как с позиций наукоемкого подхода к ее определению, предусматривающего всю совокупность экологических, экономических и социальных компонентов среды регионального управления, так и с позиций практико-ориентированного подхода, в контексте которого под системой эколого-экономической безопасности понимаются приемы и способы проектной деятельности в системе развивающего обучения. Создание системы непрерывного эколого-экономического образования требует новой парадигмы: эколого-экономическое образование – это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Эколого-экономическая безопасность как фактор сбалансированного развития Севера Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. – Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2013. Т. 2. - № 33. - С. 118-122. Данная статья отражает методологические принципы эколого-экономической безопасности в практике обучения и воспитания подрастающего поколения. Представляет интерес для преподавателей, ведущих курсы региональной экономики, общей педагогики, педагогики и психологии, управления образовательными системами, исследование систем управления, управления персоналом, управление городским хозяйством и других.

2. Эколого-экономическая безопасность в системе стратегического управления устойчивым развитием территории региона // Север и рынок: формирование экономического порядка. В статье рассматриваются ключевые аспекты системы эколого-экономической безопасности в регионализации управления устойчивым развитием территорий. Даны основные прогнозные критерии устойчивого развития системы эколого-экономической безопасности в регионе в контексте развития стратегических направлений туризма в Российской Федерации на период до 2020 года – 2014. – № 6 (43). – С. 86-90.

3. Эколого-экономическая безопасность в системе регионального управления: практико-ориентированная монография. – СПб.: СПбУУиЭ, 2014. – 124 с. Монография посвящена одной из актуальнейших проблем современной России — формированию системы эколого-экономической безопасности в период социализации подрастающего поколения с целью адекватного применения моделей поведения для защиты окружающей природной среды. Издание адресовано экологам-экспертам, экономистам, менеджерам, руководителям органов государственной и муниципальной власти и управления, педагогам образовательных учреждений, студентам гуманитарных вузов, научным сотрудникам и всем интересующимся вопросами эколого-экономической безопасности в субъектах Российской Федерации.