Научное направление: «Бизнес-анализ»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Развитие экономики неизбежно изменило цели, задачи, условия, необходимые для успешного функционирования бизнеса. Все это привело к изменению задач, которые должен решать анализ, проводимый в рамках организации. В настоящее время методика анализа становится все в большей степени уникальной для каждой конкретной организации, поскольку должна не только учитывать особенности деятельности, но и обеспечивать достижение ее стратегических целей.
В октябре 2003г. был основан Международный Институт Бизнес Анализа (IIBA - International Institute of Business Analysis). Институтом был разработан профессиональный стандарт - Свод знаний по Бизнес-анализу — (Business Analysis Body of Knowledge - BABOK), содержащий общепринятые практики и знания бизнес-анализа.
Бизнес-анализ это новое аналитическое направление в российской и зарубежной практике. Данный анализ может совершаться как в рамках конкретного проекта, так и в процессе всего существования организации. Он необходим для характеристики текущего состояния, прогноза будущего развития и для определения действий, которые должна совершить организация, чтобы достичь желаемых результатов. ВАВОК определяет бизнес-анализ как деятельность, которая делает возможным проведение изменений в организации,приносящих пользу заинтересованным сторонам в определенном контексте, путём выявления их потребностей и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации этих изменений.
В ходе бизнес-анализа синтезируется, анализируется информация, предоставленная заинтересованными сторонами (партнеры организации, ее персонал, ИТ-специалисты, руководители). В результате выявляются реальные потребности заинтересованных сторон и проблемы, находится конкретное обоснованное решение, обладающее ценностью для заинтересованных сторон.
В России данное научное направление еще не сформировано, и не имеет своего «четкого» очертания. Как правило анализ деятельности организации проводится по методике комплексного анализа, разработанной в условиях плановой экономики (для решения основных задач: оценки динамики и степени выполнения плана, снижения себестоимости, более эффективного использования ресурсов), без учета особенностей ведения бизнеса в условиях рынка. Существующие попытки «адаптировать» методику комплексного анализа для рыночных условий хозяйствования, а также развитие отдельных направлений анализа (инновационного, стратегического, маркетингового и др.) не позволяют в полном объеме выявлять истинные проблемы в деятельности организации в условиях рынка, обоснованно формировать пути их решения и разрабатывать мероприятия для дальнейшего успешного развития бизнеса. Это привело к снижению значимости и востребованности анализа в рамках организации. В настоящее время подготовлен и направлен в Министерство труда и социального развития РФ для утверждения профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик».
Бизнес-анализ содержит только ему присущие особенности, которыми являются:
- основная цель проведения бизнес-анализа – обеспечение возможности проведения изменений. В настоящее время при проведении анализа деятельности организации эта цель не является первостепенной и часто проведение анализа предполагает только оценку существующего положения, выявления слабых сторон, упущенных возможностей и т.д.
- ориентация на выявленные потребности стейкхолдеров, что в рамках организации делает методику анализа уникальной при решении конкретных задач.
- обязательное наличие материальной или нематериальной ценности результатов решения для заинтересованных сторон по итогам анализа, что делает его востребованным;
- анализ предлагаемого решения с точки зрения удовлетворения потребности и оценка ожидаемой от этого пользы, а также разработка методов оценки результатов свой работы бизнес-аналитиком, что обеспечивает эффективность и результативность анализа.
- Agile Perspective, - наличие у бизнес-аналитика интеллектуального (гибкого) мышления, т.е. способности выбирать, пересматривать, адаптировать, корректировать приоритетные цели, задачи, методы анализа в зависимости от конкретной ситуации.
- обязательное применение методик анализа риска, который является неотъемлемой составляющей бизнеса в условиях рынка.
Поэтому возникла необходимость выделения нового научного направления «Бизнес-анализ» для развития его теоретических и прикладных аспектов.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Чернышева Ю.Г. Характеристика основных изменений свода знаний по бизнес-анализу (ВАВОК v3). // IV Международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов «Актуальные направления развития бухгалтерского учета, налогообложения и статистики в инновационно-ориентированной экономике», 23 ноября 2015г. Изд-во: ООО «АзовПечать». – Азов. - С. 276-279. Аннотация: в статье рассмотрены предпосылки возникновения направления Бизнес-анализа и Международного института по Бизнес-анализу, этапы развития Свода знаний по Бизнес-анализу (ВАВОК), раскрыта сущность и содержание Бизнес-анализа, ключевые понятия Бизнес-анализа, сравнение областей знаний Бизнес-анализа и их содержательной характеристики во второй и третьей версиях ВАВОК.

2.Чернышева Ю.Г. Роль бизнес-анализа в обеспечении экономической безопасности организации. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2017. - № 4 (83). - С. 12-15. Аннотация: в статье рассмотрена сущность и выделены ключевые аспекты экономической безопасности на уровне организации. Проведен анализ существующих подходов к оценке ее уровня, основывающихся на показателях комплексного экономического анализа. Раскрыта сущность новой аналитической концепции Бизнес-анализа и предложено использовать инструментарий новой аналитической концепции бизнес-анализа, позволяющей не только оценить уровень экономической безопасности, но и способствовать ее обеспечению.

3. SCOPUS. Chernysheva Yu.G.,1 Shepelenko G.I. European Research Studies Journal Volume XXI, Special Issue 1, 2018, pp. 86-94
The New Profession of “Business Analyst” and the New Occupational Standards: The Case of Russia. Аннотация: В статье рассмотрена сущность профессии бизнес-аналитика в международной практике и в России. Рассмотрены этапы становления и развития бизнес-анализа, его основные понятия в соответствии с ВАВОК. Выделены и обоснованы ключевые особенности концепции бизнес-анализа отличные от концепции анализа деятельности организации в Российской аналитической практике. Рассмотрена структура формирования профессионального стандарта «Бизнес-аналитик» в России в основе которой базовые понятия Бизнес-анализа в соответствии с международной практикой. Обосновано использование в образовательном процессе при формировании компетенций бизнес-аналитиков ключевые концепции и положения международного Свода знаний по бизнес-анализу.