Научное направление: «Непрерывная профессионально-трудовая социализация человека»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Смысл непрерывности профессионально-трудовой социализации заключается в постоянном удовлетворении развивающихся профессиональных потребностей личности и общества, в адаптивном управлении развитием образовательной среды. Необходимым компонентом образования социального качества личности является переживание эмоций. Поэтому для осуществления профессионально-трудовой социализации необходимо создавать в образовательном пространстве условия, способствующие возникновению у обучающихся адекватных эмоций к рассматриваемому профессиональному объекту, стремящихся сохранить в экологической чистоте мировое сообщество. Происходящие изменения структуры учебных заведений предоставили новые возможности для профессионально-трудовой социализации обучающихся, но вместе с ними еще и создали проблемы их понимания и использования. В этих условиях возросла потребность в решительных изменениях педагогического обеспечения профессионально-трудовой социализации подрастающего поколения. И не только подрастающего, но и взрослого. В связи с ускорением изменений в производстве возникла необходимость периодически подключать педагогическую поддержку профессионально-трудовой социализации специалистов всех уровней. Наше исследование выполнялось в рамках технического колледжа с учетом событий, происходящих в отрасли. В образовательном процессе колледжа осуществляется соединение обучения с производительным трудом. Вопросы трудовой профессиональной деятельности рассматриваются и в учебной, и во внеучебной – кружковой и другой работе. Сложилось трехэтапное выполнение действий: изучение психофизиологических особенностей обучаемых, развитие профессиональных интересов и наклонностей в конструктивно-творческой деятельности, формирование устойчивых интересов и склонностей. Осуществлялось взаимодействие педагогического коллектива, семьи и производственных предприятий отрасли. Мы исследовали: социальную среду, профессиональный отбор абитуриентов, профессиональную их ориентацию, акцентуации характеров обучающихся, расширение их профессионального самосознания, углубление профессионального самоопределения, профессиональную адаптацию, профессионально-трудовую социализацию. Изучалось и корректировалось развитие мотивации обучаемых. Накопленный опыт создал предпосылки для разработки модели профессионально-трудовой социализации в колледже. Выделены следующие четыре этапа процесса профессионально-трудовой социализации во время их обучения и после окончания колледжа: накопление представлений об отрасли и профессии; приобщение к отраслевому труду и профессии; овладение отраслью (профессией, трудовыми процессами и их связями, нормами культуры труда в отрасле); стремление к вершинам профессионального мастерства. В исследовании представлен механизм формирования и развития профессионально-трудовых и социальных качеств обучаемого в функциональной системе образовательного процесса в целях воспитания конкурентоспособного, владеющего иностранными языками специалиста, готового отвечать потребностям мирового рынка.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
Krasnoperova, A. G. Professional-labor socialization of a person grows out efficiency of integration of educational standards / A. G. Krasnoperova // European journal of natural history. – 2010. – № 2. – С. 107 – 109. (0,4 п.л.).
Применение субъектно-ситуационного подхода помогает установить, что образовательная ситуация и образовательная функциональная система обусловливают друг друга. Выявленное инвариантное интеграционное единство совокупности социальных и образовательных условий, представляет собой образовательную ситуацию. Ее структура – это как бы единое неизменяющееся сооружение, в котором обозначены постоянные места для информации. Эти места в каждом конкретном случае наполняются своей информацией, которая в процессе выполнения действий преобразовывается. Получено новое подтверждение единства субъект-объектных отношений в образовательном процессе и необходимости выполнения обучающимися и объектной, и субъектной ролей в нем.
Субъектно-ситуационный подход вооружает преподавателя инструментарием, позволяющим с особых позиций взглянуть на явления, происходящие в процессе обучения, воспитания, образования.

Краснопёрова, А.Г. Эффективность профессионально-трудовой социализации в образовательном комплексе «лицей – колледж – вуз» / А.Г. Красноперова. – М.: Издательский дом «Академия Естествознания», 2011. – 50с. (3,2 п.л.).
В любом обществе существуют социальные условия для образования человека. Процессы информатизации и глобализации мировой экономки, вхождение России в Болонский процесс поставили перед образовательными учреждениями задачу подготовки будущих специалистов, владеющих несколькими языками, мобильными, конкурентоспособными, умеющими самостоятельно добывать, осваивать необходимую информацию по всему миру, творить знания, деятельность, владеть всеми профессиональными компетенциями специалистов широкого профиля, для достижения поставленных экономикой страны целей.
Состояние образованности обучающихся вместе с их желанием (мотивом) обусловливают профессиональное образование цели действия студентов. В процессе профессионального образования, видимо, происходит взаимное влияние друг на друга цели и желания (мотива) обучающихся.
Средства профессионального образования имеют специфический состав. Он адекватен природе качеств (свойств) личности студентов. В этих свойствах присутствует понимание явлений природы, которые отображаются в сознании обучающегося теориями. В них существует также проявление эмоций.
Отношение человека к любому явлению зависит от приятного или неприятного переживания его созерцания или иного восприятия (например, мысленного).
Студент обращает внимание на те явления, которые вызывают у него отношение к ним и представляют для него какую-либо ценность. Каждое явление образовательного пространства вызывает представление о его значимости, которое влияет на обращение к нему внимания обучающегося, на стороны и глубину осмысления его. А это и есть его преобразование в сознании студентов.
На основе отмеченного можно выделить следующие четыре группы средств освоения компонентов образования – теоретические (совокупность необходимых теорий), эмоциональные (состав проявляемых в этом состоянии эмоций), ценностные (оценивательные), коммуникативные и жизнедеятельностные. Каждая из этих групп имеет две стороны – содержательную и преобразовательную.
Выявлено инвариантное интеграционное единство совокупности социальных и педагогических условий, представляющее собой образовательную ситуацию. Ее структура – это как бы единое неизменяющееся сооружение, в котором обозначены постоянные места для информации.
Эти места в каждом конкретном случае наполняются своей информацией, которая в процессе выполнения действий преобразовывается.
Получено новое подтверждение единства субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и в процессе профессионально-трудовой социализации студентов колледжа и необходимости выполнения обучающимся и объектной, и субъектной ролей в нем. Субъектно-ситуационный подход вооружает преподавателя инструментарием, позволяющим с особых позиций взглянуть на явления, происходящие в процессе профессионального образования и в процессе профессионально-трудовой социализации студентов.
При обеспечении частого осуществления внутренней обратной связи процесс формирования результата (сущностного продукта) идёт плавно, постепенно и неуклонно. Преподавателю информация об успехах каждого студента поступает значительно реже, но так как обучающихся много, поэтому есть возможность загрузить их продуктивными действиями по заданиям.
По мере накопления у обучающегося нового продукта его сознание обогащается, а это влияет на все компоненты образовательной ситуации, которая непрерывно изменяется. Изменение ситуации влияет на процессы в функциональных системах. Содержание действий в них поднимается на более высокий уровень.

Краснопёрова, А.Г.Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации человека на стадии получения среднего профессионального образования:монография. - М.: Издательский дом Академии Естествознания,2017. – 192 с.(12 ,0 п.л.).
Проблема педагогической поддержки профессионально-трудовой социализации человека на стадии получения им среднего профессионального образования актуальна в связи с инновациями на производстве и процессом глобализации мирового сообщества. Данная проблема исследовалась методами анкетирования и ранжирования. В результате было доказано, что посредством применения субъектно-ситуационного подхода по дисциплине « Иностранный язык» развивается профессиональное самосознание студентов колледжа, интерактивные формы работы влияют на систему ценностей обучающихся, изменение интериоризации обучающихся происходит посредством совершенствования их любознательности, адаптивное управление студентами своей профессиональной самоподготовкой формирует навыки непрерывной профессионально-трудовой социализацией обучающихся. Таким образом, иностранный язык, находясь в сфере профессиональных интересов, является действенным фактором мотивации и одновременно выступает как средство изучения межпредметных областей знаний, средством профессионально-трудовой социализации личности.
Адресуется аспирантам, преподавателям, руководителям средних специальных и высших образовательных учреждений.