Научное направление: «Разработка и совершенствование энергосберегающих и экологически перспективных технологий в лесном и дорожном комплексах»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Россия располагает огромным лесным потенциалом, способным решать многие экономические и экологические проблемы. В то же время, рост лесопромышленного производства сдерживается из-за дефицита сырья, неравномерности поставок его на перерабатывающие предприятия, несогласованности между лесозаготовителями, переработчиками и потребителями лесной продукции, нехватки производственных мощностей и т.д.
Отсутствие во многих лесных массивах достаточного количества дорог круглогодичного использования приводит к сезонности лесозаготовительного производства, отвлечению оборотных средств предприятий на создание межсезонных запасов и, как следствие, снижение качества древесины, заготовленной в летний период. Постоянный рост цен на топливо и энергоносители приводит к значительному росту издержек производства.
Следовательно, необходимо установить прямую связь между лесовозными дорогами и эффективностью ведения лесного хозяйства. Под этим необходимо понимать в первую очередь транспортную организацию территории многолесных районов, а именно: развитие региональных транспортных инфраструктур с целью эффективного освоения и воспроизводства лесных ресурсов.
Разработка теоретических основ проектирования и строительства лесовозных дорог, повышение эффективности функционирования транспортно-технологических связей лесопромышленных предприятий на основе рационального распределения объёмов лесоматериалов по видам транспорта, логистическое обслуживание конкретных грузопотоков лесопродукции при транспортировке её от грузоотправителя до грузополучателя, выработка единого методического подхода к оценке производительности транспортной системы, построение схем, моделей и алгоритмов нормальных направлений грузопотоков и структуры потребных ресурсов транспорта, формирование оптимальных транспортных связей предприятий на основе количественных оценок и их транспортно-эксплуатационных параметров является актуальной задачей, позволяющей реализовать государственную политику в отношении лесного комплекса страны на долгосрочную перспективу.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1.Сушков, С.И. Определение оптимального планирования сетевых транспортно-технологических потоков лесоматериалов с помощью специальных методов линейного программирования [Текст] / С. И. Сушков, Ю.Н. Пильник // Лесотехнический журнал. - 2016. – Т.6, № 1 (21) - С. 123-131. DOI: 10.12737/18734
Описание транспортно-грузовой системы (процесса) лесопромышленного производства определяет состав и организацию ее работы. Состав транспортно-грузовой системы устанавливает количество и тип лесовозных транспортных единиц, принадлежащих данной системе лесопромышленного предприятия. Организация работы транспортно-грузовой системы обеспечивает взаимодействие транспортных единиц и погрузочно-разгрузочных средств в процессе реализации транспортных потребностей этого предприятия.

2. Сушков С.И. Экспериментальные исследования конструкций дорожных одежд на склонах с основанием из водонасыщенных грунтов в зимних условиях [Текст] / Сушков С.И., Болотских Л.В., Перегудова В.Н., Сергеев А.С. // Строительные и дорожные машины. - 2017. - № 5. - С. 30-36.
Авторами разработана и предложена новоя геосинтетическая решетка с ячеистой структурой в виде сот, содержащая семь узлов с выходящими из них полимерных лент с образованием шести треугольников, которыми в свою очередь, сформированшестиугольник с шестью угловыми узлами и одним центральным узлом. В растянутом рабочем положении уложенная на место решетка представляет собой структуру виде сот с внутренними треугольными ячейками направленных в центр, которая заполняется грунтом или каменными сыпучими материалами. Выполнение лент таким способом будет повышать в целом опорную площадь ячеистой структуры, что позволит увеличить ее несущую способность. Ячеистая структура в виде сот повышает на 30 – 40% устойчивость конструкции дорожной одежды к процессам криосолифлюкции грунта на склоне, а ввод в состав материала полимерной ленты каучука повышает на 35-55% устойчивость к действию водной эрозии.

3. Сушков С.И. Техногенное воздействие отходов асфальтогранулятора на объекты экосистемы придорожной полосы при временном складировании [Текст] / Сушков С.И., Болотских Л.В., Каратаева Т.В., Весникова А.В., Бургонутдинов А.М. // Строительные и дорожные машины. - 2017. - № 6. - С. 24-30.
При строительстве и ремонте автомобильных дорог нельзя забывать об окружающей среде. При ремонте дорог, обычно, производится фрезерование старого асфальтобетонного покрытия. Асфальтогранулят складируют, желательно вблизи ремонтируемого участка, на придорожной полосе, а затем вторично используют при ремонте автомобильных дорог как материал для устройства оснований и нижних слоев покрытия или укрепления обочин. До момента вторичного использования материал храниться насыпью, и чаще всего, без выполнения необходимых требований для складирования и оказывает негативное влияние на все объекты экосистемы. Содержащийся битум в асфальтогрануляте наносит значительный вред плодородному слою почвы. Нефтяные смолы и масла, асфальтогеновые кислоты и другие химические вещества битума, проникая в почвенный слой, наносят токсическое воздействие на микроорганизмы в почве, угнетают рост растений. Смолисто-асфальтеновые вещества гидрофобны, они закупоривают поры почвы, что препятствует как поступлению влаги и воздуха. Загрязнение нефтепродуктами приводит к деградации и истощению плодородных свойств почвы. Так же происходит полное или частичное уничтожение почвенно-растительного слоя, замечается опустынивание земель.