Научное направление: «Синергия веры и знания в воспитании и образовании студенчества российских вузов »
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Проблемы, порождённые современной цивилизацией, вызывают обеспокоенность и ответственность за судьбы мира. Сегодня облик Земли искажается в планетарных масштабах: поражены недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Земля оказалась на пороге глобальной экологической катастрофы, которая носят антропологический характер. Вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сфере экономики, биологии, технологии или политики. К тому же, взрывной технологический прорыв содержат в себе принципиально новые угрозы, связанные с непредсказуемыми цивилизационными последствиями: геномные исследования, искусственный интеллект, управление сознанием и телом человека и манипулирование информационными технологиями в потребительском обществе. И если мы не будем заботиться о мировоззрении студенчества, не сумеем сохранить традиционные ценности, то духовную пустоту заполнят радикалы, экстремисты и идеологи терроризма. Религиозной безграмотностью пользуются представители различных сект, сетевых псевдорелигиозных структур, которые наносят огромный вред душевному и физическому здоровью человека.
Сегодня как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями. Нейтральные, объективированные, часто слишком абстрактные и схематические знания, которые студенты получают в курсах философии, политологии, истории, культурологи, социологии и др., не формируют зрелого, нравственного, социально ответственного гражданина и не способствуют его адаптации в многоконфессиональном обществе. А сама социальная система не может быть названа гармоничной, если в ней существует монополия секулярного миропонимания.
Выводы:
1. Огромную роль в решении вышеназванных проблем играют кафедры теологии, которые существуют в 51 университетах страны и количество которых многократно возрастет в 2018-2019гг. Теология была признана научной дисциплиной решением ВАК в 2015 г., а в 2016 г. стала возможной защита работ по этой дисциплине. Теология – это форма выражения доктрины определённой религиозной традиции, её вероучения, нравственных принципов, нравственной культуры. Она содержит ответы на мировоззренческие вопросы. Сейчас теология может оказаться тем ценностным стержнем, в котором нуждаются гуманитарные науки, науки о человеке, которым крайне трудно поддерживать конкуренцию с техническими и технологическими науками.
2. По инициативе ректоров нескольких ведущих российских вузов создана Научно-образовательная теологическая ассоциация для совместной работы религиозных и светских учёных.
3. Появление в вузах России капелланов и домовых церквей - это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки. В западных странах в университетах присутствие каппеланов также естественно, как и присутствие светского профессора. Их общая задача – Просвещение, а домовой храм - это место встречи студентов и преподавателей для духовного возрастания, от которого зависит не только будущее студентов, но и будущее нашего общества в целом. А самое главное, в храмах стираются стереотипы о том, что наука и религия находя в вечном конфликте
Итак, задачей выживания в современном мире является формирование нового мировоззрения и этики на основе восстановления утраченных связей научного знания с духовными и нравственными ценностями через синергию Веры и Знания.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
Духовно-нравственно воспитание и образование в университетах современной России
В условиях глобализации соцкультурных проблем, всеобщей технологизации, экологический катастроф, религиозного экстремизма и терроризма современный человек стал перед проблемой «человечности». Он много знает о мире, но мало понимает о своих отношениях с этим миром. Утрата российским обществом способности критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозных традициях нравственных норм, ценностей дезориентируют человека и общество, и начинается абсолютизация псевдо-гуманистических идеалов, морального произвола и потребительства. Студентам высших учебных заведений пытаются представить обобщенную картину мирового историко-культурного пространства, унифицируя под нее культурно-национальные компоненты. В такой трактовке нет самого главного - любви к своей Родине, родной истории и культуре, своим историческим традициям. Необходимо формировать целостное и ценностное мировоззрение студенчества через духовно-нравственное воспитание молодежи в современных российских университетах.

Духовное просвещение студенчества университетов через взаимодействие научных и церковных сообществ
Глобализация, новые вызовы ХХI в. и связанные с ними изменения во всех сферах человеческого бытия ставят задачу формирования нового мировоззрения, соответствующего выживанию человека. России в этих условиях принадлежит особая роль. Она первой встала на путь сотрудничества и взаимодействия религии, науки и образования. Впервые в истории России создан диссертационный и экспертный совет в системе Министерства образования и науки, в который вошли теологи, историки, философы различных вузах и академий страны. Нигде еще в мире нет такого мировоззренческого взаимодействия, которое формируется в настоящее время. Наука отвечает на вопросы «как» и «почему», религия на вопрос для «чего». В центре религиозного познания лежит проблема смысла жизни и смерти человека. Поэтому в гуманитарном образовании, включая религиозное образование, с подлинно научным образованием открывается возможность увидеть по-настоящему целостную картину мира, восприятие которой способно сформировать целостную, духовно сильную личность. Без такой Личности ни один профессионал не способен в таких сложнейших условиях сделать правильный выбор. Теология сейчас преподается уже в 50 светских вузах страны. Кроме того она должна способствовать взаимопониманию между различными религиозными конфессиями и быть мощной прививкой от вли яния сектанства, терроризма и других групп. Только это может способствовать укреплению национальной безопасности в России и во всем мире.?

Духовно-нравственное образование в высшей школе – синтез науки, религии и философии
Научная мысль становится главным фактором развития человеческой цивилизации, а духовно-нравственное образование человека истинно инновационным путем восхождения. Сегодняшние общественные ценности предполагают развитие не человека-созидателя, а человека-потребителя, что практически сводит к нулю все усилия по переводу Человечества и России на инновационный путь развития. Эти ценности исходят от той картины мира, в которой нет места целому, как самостоятельной реальности. Однако научные открытия к.ХХ-ХХ1 вв. в различных областях исследований обнаруживают единство законов и принципов, которым подчиняется природа и человеческое общество. В научные исследования проникают принципы целостного понимания и описания мира, которые всегда лежали в описании религиозных и философских взглядов, но долгое время не принимались наукой. Научная мысль постепенно возвращается к тем положениям, которые существовали в ней с самого начала ее появления и развития, а затем были отвергнуты как «ненаучные»: принцип творения, наличие конечной цели развития мира и разумной движущей силы эволюции, понимания мира как единого живого организма. Начинает складываться новый взгляд на окружающий мир, который в целом не отличается от христианского мировоззрения. Становится очевидным, что нельзя построить такую систему знаний, которая бы не основывалась на Священном Писании. Современные данные убедительно свидетельствуют о реальном существовании Бога и выводят философию и науку на познания самых глубоких и сокровенных тайн бытия.

Синергия знания и веры в стратегии естественнонаучного образования
XXI век выдвинул новые универсальные требования к смене научной парадигмы, её развития, новые приоритеты и направления. Связано это с тем, что впервые в своей истории человечество столкнулось с таким беспрецедентным явлением как глобализация, которая несёт в себе как новые возможности, так и новые проблемы, как блага, так и опасности.
Избежать все негативные последствия этого процесса возможно исключительно при сохранении свободы народа в культурной и религиозной сферах, которая отвечает за формирование национальной самобытности. Потеря национальной самобытности – это открытие шлюзов для того, чтобы негативные последствия глобализации стали необратимыми в масштабах планеты, поэтому неверно подходить ко всем мировым культурам с требованием соответствия какому – то одному стандарту общественного устройства, навязывание народу чуждые цивилизованные формы.
Гуманистическая светская этика ограничивает свободу человека свободой других людей. Но это приводит к дезориентации в нравственной форме. Тезис, сколько людей, столько и мнений нивелирует понятие «абсолютной нравственной нормы». Такая позиция способна привести к тяжелейшим последствиям в мировом масштабе.
Чтобы найти выход из многих болезненных конфликтов, людям надо научиться мыслить в масштабе духовной реальности, в масштабе Личности, в масштабе окончательного предназначения человека. Такой подход даст нам очень большую внутреннюю силу и огромную ответственность. Людям необходимо помочь не потерять стратегическую перспективу человеческой жизни, основное целеполагание человеческого бытия. Это требует формирования нового мировоззрения, нового образования и новой науки.