Научное направление: «Экологическая педагогика»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Экологическая педагогика определена как новая отрасль педагогики. В результате проведенной научно-исследовательской и опытно внедренческой работы определены основные теоретико-методологические подходы к формированию научного аппарата экологической педагогики и методические подходы к организации системы экологического образования на различных ступенях образования от дошкольного до высшего профессионального и послевузовского. В соответствии со сформированной исследовательской научной позицией экологическая педагогика определена как отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования экологически здоровой личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой. Определены цели и задачи экологической педагогики. Методологические подходы и принципы в отличии от экологического образования.
Нами обозначена сущность экологической культуры как методологической стратегии осуществления естественнонаучного образования, позволяющей усилить его воспитательный потенциал; определена сущность понятия «Экологическая картина мира» как основного понятия экологического образования и центрального для данного исследования; конкретизирована сущность и дана авторская интерпретация понятия «Экологическая картина мира», рассмотрена данная категория как педагогическое средство реализации в естественнонаучном образовании школьников Экологической картины мира; рассмотрена с современных научных представлений о вибрационно-волновой природе мира сущность картины мира и дано определение понятия Экологической картины мира что позволяет исследовать механизм формирования ее у подрастающего поколения; выявить причины низкой эффективности работы по формированию экологической картины мира; спроектировать Волновую Модель формирования Экологической картины мира; показать ее междисциплинарный характер; определить приоритетные задачи формирования Экологической картины мира как образа и как познавательной модели; внедрить метод визуализации абстрактных понятий на принципе резонансного согласования индивидуальных норм субъектов с социальными и духовно нравственными и морально этическими нормами и правилами гармоничного взаимодействиями с применением системы опорных образов Нормы.
Все это позволяет применить алгоритм педагогической деятельности с применением опорных образов Нормы в процессе визуализации абстрактных понятий ЭКМ и системы экологических ценностей; разработать подходы для применения метода визуализации базовых абстрактных понятий картины мира (единство, порядок, связь, ответственность, отношения, переход, созревание и др.).
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Экологическая педагогика: современный аспект Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 2. С. 71-72.

2. Научные идеи Н.Н. Моисеева и их развитие в экологической педагогике. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: материалы ежегодной научно-практ. конференции М.: Академия МНЭПУ, 2017. – Т. 4. – С. 99-102.

3. Моисеева, Л. В. Лидерство в экологическом образовании в интересах устойчивого развития на Урале. (уральская научная школа экологической педагогики. Педагогическое образование в России, № 1. 2018 – С. 54-57.

4. «Экологическая картина мира: закономерности формирования представлений в период детства. Волновой подход» учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. 279 с.