Научное направление: «Искусствоведческие и социокультурные аспекты дизайна»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
В условиях глобализации культуры и информационной перенасыщенности превалирующей тенденцией в дизайне становится актуализация его коммуникативной функции. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу значительно увеличил значение межличностной и межкультурной коммуникации. В постиндустриальном обществе информационно-коммуникативное содержание культуры становится основной парадигмой социального процесса, а информация и знания - стратегическим производственным ресурсом. Вступив в новую историческую фазу развития цивилизации, общество принципиально трансформировало свою структуру – приоритетное значение приобрела деятельность в сфере информационных технологий, которая сегодня заметно превалирует над сферой промышленного и аграрного производства. В начале XXI столетия началось формирование глобальной информационной инфраструктуры, пользователем которой является все информационное общество. Одну из самых значимых позиций в этой инфраструктуре занимает коммуникативный дизайн, формирующий информационную культуру посредством визуально воспринимаемых, а значит, наиболее наглядно-зрелищных носителей. Дизайн создает систему визуальной коммуникации, представляющую собой материальное воплощение информационной культуры, т.е. вещный мир социального взаимодействия.
В постмодернизме вещь утрачивает прагматичную функцию как примат своей сущности. Дизайн, который изначально был нацелен на проектирование утилитарных вещей, получаемых методом массового производства, изменяет свою миссию. Появляется арт-дизайн, объекты которого не ориентированы на выполнение исключительно бытовых функций. Они становятся предметами любования, престижа, художественного эксперимента. Теперь основная функция вещи – обеспечить эффективную коммуникацию. Дизайнер наполняет художественную форму множеством смыслов и значений, которые каждый зритель может «декодировать» по-своему в зависимости от контекста.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Т.О. Бердник. Коммуникативный аспект дизайна постиндустриального общества// Вестник МГХПА им. С.Г.Строганова №4 за 2016 год (ВАК) https://cloud.mail.ru/public/AJqp/XvDcerWzR

2. T. Berdnik, I. Klimenko, L. Sayapina. Professional creativity competitions as a motivational tool in design education//The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS [Электронный ресурс ]: электрон. науч. журн. – 2017. – V. XXIX (Web of Science). DOI 10.15405/epsbs.2017.08.20.

3. Irina Klimenko, Tatiana Berdnik. Meaning, Function and Design of Object in Culture. // Postmodern Openings. Vol 9, No 2 (2018) (Web of Science). http://lumenpublishing.com/journals/index.php/po/index.