Научное направление: «Коммуникационная сущность цивилизационного развития»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Цивилизационный подход к пониманию процессуальности бытия коренится в философии истории. Исторический процесс понимался как разнообразные цивилизации и в зависимости от критерия, выбранного для построения периодичности, выделялись различные научные школы и направления: М.Данилевский?культурные исторические типы; О.Шпенглер?различные культуры; А.Тойнби?основные составляющие единицы исторического процесса; Д.Тоффлер выделял 3 этапа в цивилизационном развитии?аграрный, индустриальный и информационный и определял 5 главных цивилизаций?китайская, индийская, исламская, русская и западная; С. Хантингтон выделял этнокультурный критерий. Автор нового научного направления в главный критерий периодизации цивилизационного развития выбрала тип коммуникации, и следовательно саму цивилизацию понимает как информационный процесс. Здесь нужно адресовать критику к научной школе Д. Тоффлера, который информационную цивилизацию преподносил как третий тип. Автор нового научного направления считает истоком цивилизации самый отдаленно видимый исток жизни на земле, и даже то предисторическое время, когда поток информации не принял антропологические черты, т.е. информация шла процессуально, и человек включился в этот информационный процесс позже.Принимая эту точку зрения, сделаем вывод, что информационный процесс идет не от истории знания, а от археологии. Ошибка Д. Тоффлера в том, что он не отмечал информационную сущность аграрной и индустриальной фазы. Новое научное направление выбирает развитие языка человека как информационно-несущую силу. В дальнейшем выделим три огромных периода с точки зрения, как язык направлял и был связан с цивилизацией. Первый архаичный период, когда человеческое сообщество еще не сформировалось и человек информационно в своем существовании был вписан в природу. Второй период уже связан с установлением и формированием понятия «язык». Этот период развития коммуникации связан с освоением пространства, развитием транспортных средств, путешествиями, активно начиная с эпохи Возрождения. Цивилизация стала активно приобретать черту передавать информацию на расстояния, и все же язык человека лидировал в этом проникновении во все ячейки нашего мира. Коммуникационное развитие цивилизации начинает все более обрастать техническими средствами:кино, телевидение, беспроводная коммуникация. Третий период коммуникационного развития цивилизации связан с изобретением компьютера и затем интернета. Появились новые требования к информационному процессу: его громадный объем, быстрый рост. С развитием космических полетов коммуникация уходит в космос и теряет антропологические черты. Как научное направление идея концентрировано была представлена и принята на Международной научно-практической конференции в январе 2015 года в Праге в докладе «Лингвистическая коммуникация как фактор цивилизационного развития».
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. «Философский аспект рассмотрения языка» .-М.:Берлин: Директ-Медиа,2015.-355 стр.
В монографии автор применяет философский подход к анализу человеческого языка, философия превращается в метанауку о языке и позволяет выйти на междисциплинарный анализ. Философский подход раскрывается в проекции лингвистического смысла на психологию, социологию, культурологию, педагогику, литературу, семиотику и религиоведение. В монографии кратко представлена история философской проблематики о языке с античности до наших дней в основном в зарубежной науке, потому что в современной российской науке философия языка не выделена в отдельную ветвь.
Проблема взаимосвязи языка-мысли-реальности имеет давнюю традицию в истории языка и культуры. Г. Лейбниц выделял языки, как самые древние памятники народов, возникшие до письменности и искусств. Хайдеггер приходит к выводу: бытие повсюду присутствует в языке. Оно – условие возможности всякого слова, всего действующего и даже молчания. Его концепция языка – это работа духа. Ho исходный пункт языка – человек. Витгенштейн считает правомерным вместо традиционного сопоставления мышления и реальности сопоставить язык и реальность. Он вообще заменяет изучение мышления в традиционной гносеологии изучением языка. Эта точка зрения представляет собой ядро философии языка позитивистов.
Философия дает генеральное направление в понимании языка. Она занимает наблюдательную позицию по отношению к антропологии, лингвистике, социологии, психологии и другим наукам, занимающимся изучением человеческого языка. Лингвист сосредотачивает свое внимание на конкретной языковой реальности: как язык существует и как его используют. Философ стремится проникнуть в концепции, категории и принципы значения. С одной стороны бытие порождает язык, а с другой – язык – инструмент для построения и организации нашей практической жизни.
Можно было бы составить длинный список наук, изучающих человеческий язык. В лоне философии автор сопоставляет логический подход к исследованию языка, психологический, семиотический, культурологический и металингвистический.
Автор монографии сочетает и рассматривает во взаимодействии следующие направления философской мысли: аналитическая философия, эмпирическая, позитивистская, герменевтическая, феноменологическая и экзитенциалисткая. Центральной проблемой аналитической философии является относительность человеческого языка по отношению к сознанию и окружающему миру и анализ языка с этой точки зрения. В аналитическую философию уходят корнями феноменологический, трансцендентальный, религиозный подходы к языку. Эмпирическая философия пытается устранить несоответствие между языком и описываемой им реальностью; философы-эмпирики свои надежды возлагают на опыт и эксперимент. Философы-позитивисты к концу XIX – началу XX вв. свои взоры обратили на семантические парадоксы, которые имели для науки эпистемологические последствия. Это двусмысленные и неопределенные выражения естественного языка, которые для своего устранения требуют соответствующего логического анализа языка. Такая ситуация вызвала целый комплекс логических философских вопросов о семантических свойствах языка. У истоков современного логического исследования языка стоят Фреге и Рассел. Именно они поставили те вопросы, на которые в последующие десятилетия пытались найти ответы логики, лингвисты, философы. Особый статус приобрели в позитивизме исследования о языке науки.
Позитивизм связал свою гносеологическую программу с концепцией «чистого» эмпиризма, а неопозитивизм проблемы познания перевел в плоскость рассмотрения языка.
Герменевтический подход соединяет в себе проблемы исторического развития языка и проникновение в искусство владением им. Традиционно интересы герменевтика лежат в сфере грамматики и риторики. В герменевтике подробно разрабатываются проблемы перевода – стремление осознать дистанцию, отделяющую переводчика от оригинала, то есть перевод – истолкование, переосвещение в новом свете. Итак, герменевтический подход соединяет искусство перевода и прохождение языковой коммуникации через различные культурные пласты и временные периоды. Основная идея феноменологической философии о языке исключает всякое бытийное полагание и исследование языка. Язык рассматривается как результат трансцендентальной рефлексии духа, единственного абсолютного и иррелятивного. Наторп возводит содержание сознания к трансцендентальному Я-полюсу. Экзистенциалистский подход ориентирован на динамику речевой деятельности: поток речи впитывает все впечатления окружающего мира и разворачивается во времени. В этом случае сама языковая реальность становится экзистенцией – язык насыщает само наше бытие.
Хотя выше было выделено несколько направлений в философской науке о языке, все же разницу в подходах различных дисциплин и отраслей философии трудно четко разграничить, они взаимодополняют друг друга.
Через философию автор переходит к рассмотрению языка как формы культуры и понятия из культуры переносятся на язык: художественность, синонимия, метафора и др. Содержание монографии имеет практическую направленность – повышение гуманитарной культуры благодаря теоретическому анализу языка. Книга получила Диплом лауреата РАЕ в проекте «Фундаментальные исследования».

2. Социальные векторы современного лингвистического пространства: возможна ли систематизация(статья).-
Европейский журнал социальных наук 2012 •1(17).- 174-183 с.
В статье ставится проблема: насколько современное лингвистическое пространство соответствует стройности движения цивилизации и в некоторых случаях показывает плюсы и минусы, как лингвистическое пространство «питает» цивилизацию.

3. Влияние лингвистической коммуникации на культурный процесс (статья).- Общественные науки. Все-российский научный журнал.2012 №1.-119-124.
В этой статье обосновывается выбор коммуникации ( при лидировании яыка) как вектора периодизации цивилизационного развития.