Научное направление: «Теория функционирования и развития систем педагогических взаимодействий»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Всякое педагогическое явление является и может быть охарактеризовано как система педагогических взаимодействий. Есть основания говорить о единых универсальных конструкциях в функционировании и развитии всех (любых) систем педагогических взаимодействий – и, соответственно, для построения единого методологического аппарата для исследования, проектирования и коррекции педагогических процессов и их эффективности, в котором цикл функционирования и развития системы педагогических взаимодействий становится универсальной для предметной сферы педагогической науки единицей анализа. Теория функционирования и развития систем педагогических взаимодействий занимается разработкой вопросов: • о факторах функционирования и развития систем педагогических взаимодействий (выявлены два структурообразующих фактора, исследована естественная динамика меры их влияния на процесс, установлено, что направления изменений мер влияния каждого из двух факторов происходит под воздействием другого – то есть имеет место закономерное и естественное взаимовлияние динамик мер влияния факторов); • о едином механизме функционирования и развития систем педагогических взаимодействий, обеспечивающем все универсальные педагогические закономерности (он представляет собой шесть качественных уровней в процессе; порядок достижения уровней обеспечивается совместной динамикой двух выявленных факторов функционирования, качественные характеристики уровней определяются структурами системы в критические моменты её функционирования и развития; будучи производным от согласованной динамики мер влияния двух основных факторов функционирования системы, каждый из уровней содержит не только структуру, но и однозначно определённое направление последующих изменений, и именно это определяет качественное своеобразие каждого критического момента в процессе); • о вытекающих методологических, теоретических и практических следствиях данного теоретического знания (о процессе функционирования и развития всякой системы педагогических взаимодействий как однозначно направленной цепи переходов от достигнутого уровня к следующему, где каждый этап-переход отличается от других характером и сложностью деятельности, осваиваемых содержаний, методами взаимодействий, мерой контроля/самостоятельности развивающегося субъекта и пр.; о диагностичности, наглядности и высокой управляемости и эффективности процесса педагогических взаимодействий любого содержания при выделении в нём шести качественных уровней-состояний и адекватном уровням построении этапов; разработанная в теории модель применяется для исследования, диагностики, проектирования и совершенствования педагогических процессов разного масштаба (локальных процессов (в общем и профессиональном образовании); эволюции педагогических взаимодействий в истории; жизненного цикла педагогических инноваций; воспитательных систем учреждения образования, региона и т. д.); исследования и коррекции неэффективных систем педагогических взаимодействий (модель позволяет вывить структурные ошибки в процессе, нарушающие естественный ход её развития)); • о процессах самообучения, самостоятельного исследовательского освоения той или иной деятельности без педагогического руководства, только опытным путём – обнаружение универсального механизма функционирования и развития систем педагогических взаимодействий в таких явлениях позволило бы обоснованно отнести эти явления к предметной области педагогической науки; • об онтогенезе личности как результате функционирования и развития «онтосистемы» педагогических взаимодействий (частный случай, иллюстрирующий фрактальность (конгруэнтность) механизмов развития подсистем одной системы), здесь актуален вопрос о методах исследования структурной динамики индивидуальной истории развития; • о прикладных аспектах теории в других областях, например, о психолого-педагогическом консультировании как обучении клиента аутоуправлению по проблеме – на основе шестиуровневой модели; и мн. др. Истинность обоснованных в теории положений экспериментально проверена, положения и модели применяются в конкретных педагогических процессах и их исследованиях, опубликованы и защищены (в т. ч. дисс. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук – Яремко Н. Н., 13.00.02, 2017 г., применила теорию для исследования и формирования критериально-корректностной компетентности бакалавров математических направлений).
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Краснова О. В. ПРОБЛЕМА ПОИСКА ЕДИНОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: ОПЫТ СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ /Образование и наука, 2009, №11, С.123-139.

2. Володина, О. А. Основы и примеры приложений теории развития систем педагогических взаимодействий/О. А. Володина, А. В. Краснов, О. В. Краснова//Современные образовательные технологии: психология и педагогика. -Новосибирск: ЦРНС СИБПРИНТ, 2008. -Кн. 2. -С. 12-73.

3. Краснова О. В. МЕХАНИЗМ ЭМЕРДЖЕНТОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ /НАУКА И ШКОЛА, 2009, №6, С.24-27.

4. Мещеряков А.С., Краснова О.В. ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОНИМАНИЕ ПЕДПРОЦЕССА ИЗНУТРИ /СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 2013, №3, С.43-47.