Научное направление: «Адаптивное обучение в зоне ближайшего развития»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Разрабатывается новая теоретическая и практико-ориентированная модель психолого-педагогической технологии обучения – Технология адаптивного обучения в зоне ближайшего развития (ТАОвЗБР).
Ее особенности заключены в том, что 1) процесс обучения реализуется в ЗБР каждого отдельного учащегося. 2) в процессе обучения педагог использует кластерную модель мышления. Согласно ей, мышление состоит из пяти подструктур мышления, одна из которых является доминантной для отдельного обучаемого («топологическая», «проективная», «порядковая», «метрическая» и «композиционная») . 3) смена позиции преподавателя с рулевого-ведущего на «организатора социальной среды» (по терминологии Л.С. Выготского), когда преподаватель в процессе обучения следует за обучаемым, а не впереди его.
ТАОвЗБР позволяет максимально адаптировать процессы познания и понимания к индивидуальным особенностям мышления обучаемого в условиях не только индивидуального, но и группового, фронтального обучения и базируется на следующих принципах.
1) Обучение строится путем организации квази - исследовательской деятельности учащихся.
2) Педагог занимает позицию «социального организатора» их познавательной активности.
3) Превалиирующая роль на учебном занятии отводится обучению с помощью «Ключевого слова». Алгоритм данной методики таков. В последнем повествовательном предложении учащегося (ответе на вопрос учителя) преподаватель выбирает ключевое слово – слово, несущее основную смысловую нагрузку, и к нему формулирует вопрос. Например, ученик отвечает: «Погода сегодня хорошая». Ключевым здесь является слово «хорошая». Именно к нему формулируется вопрос: «Почему хорошая?» К ключевому слову в новом ответе педагог снова задает вопрос, и т.д. до тех пор, пока учащиеся самостоятельно не придут к решению.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Адаптивный подход к интеллектуаль-ному развитию учащихся. - Издатель-ство: LAP LAMBERT Academic Publish-ing, 2017.

2. Theoretical Basis for Adaptive Education in the Zone of Nearest Development // European Journal Of Natural History", 2016. - №4.

3. Теория, терминология и язык психоло-го-педагогических наук // Вестник Мос-ковского университета. Серия 20: Педа-гогическое образование. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2014. - № 3.