Научное направление: «Прикладная нейропедагогика»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Наиболее распространенное определение нейропедагогики - «обучение и воспитание по законам работы мозга». Однако в такой формулировке неясно — какие именно «законы» имеются в виду: биохимические, физиологические, психологические. Наш подход состоит в прикладном педагогическом применении законов взаимообусловленного онтогенеза психики и мозга, открытых в нейропсихологии (школа А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой). Эти законы, вкратце: 1) осмысленность любого учебного материала для обучаемого, т.е. соотнесенность содержания «чему учим» и т.н. «ведущей деятельности» при ее индивидуальных особенностях; 2) необходимость «квантования» учебного материала не по «дидактическим единицам» классно-урочной системы, а по смысловым единицам (позволяющим освоить не «навык» или компетенцию как некую абстракцию, а значимую «добавку» к ведущей деятельности этого периода развития); 3) учёт наибольшей «хрупкости» тех психических процессов, которые в связке с обеспечивающими их структурами мозга находятся в сензитивном периоде — скажем, для возраста 6-7 лет это «подавление импульсивности» и медиобазальные отделы лобной коры, для 7.5-8.5/9 лет это «переключаемость» и задне-лобные отделы коры, под «учётом» понимается смещение акцента в контрольно-оценочных мероприятиях с сензитивных звеньев той же письменной речи на упроченные (фонематический слух, слухо-речевая память в приведенные в примерах периоды); 4) «столкновение» в рамках одной темы и одного урока путей рассуждения и объяснения как индуктивных (от частного к общему), так и дедуктивных (от общего к частному) — скажем, в рамках уроков истории ХХ века для средних классов можно сперва разобрать понятие «буферного государства», его вариантов, а затем искать примеры тех самых государств как в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами, так и в известной школьникам из СМИ современной действительности; 5) мультимодальность изложения в противовес мультимедийности - современная школа всё больше переходит к «интерактивным доскам» и прочим средствам мультимедиа, по факту лишь дополняющим традиционное вербальное изложение картинкой, в то время как упроченное усвоение знаний возможно лишь при вовлечении как можно большего числа модальностей — так, при изучении стереометрии полезней собирать модели фигур из магнитного конструктора или каминных спичек и пластилина, нежели рисовать их (подключается проприоцепторный анализатор).
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Цветков А.В. Гиперактивный ребенок: нейропедагогика саморегуляции. - М.: Спорт и культура-2000, 2017 — 148с.

2. Цветков А.В. Нейропедагогика для учителей. - М.: Спорт и культура-2000, 2017 — 125с.

3. Покровская С.В., Цветков А.В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. - М.: Издание книг.ком, 2018. - 176с.