Научное направление: «Фитнес (детский фитнес, подготовка и переподготовка специалистов по фитнесу)»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Происходящий в последние годы рост фитнес-индустрии, появление разнообразных направлений фитнеса, их оздоровительная миссия и популярность, широкое внедрение фитнес-технологий во все виды физической культуры (образование, рекреацию, реабилитацию, спорт) и, в частности, в физкультурное образование подрастающего поколения, определили целесообразность и востребованность всех форм подготовки специалистов по фитнесу и разработку научно-обоснованных программ по фитнесу.
Фитнес сегодня можно рассматривать как значимое социокультурное явление, инновацию в области физической культуры, целенаправленный систематический процесс оздоровительных занятий, способствующий физическому развитию занимающихся, их подготовленности, приобщению к ЗОЖ и повышению интереса к занятиям спортом.
Он может быть позиционирован и как фактор формирования в социуме культурных ценностей нового тысячелетия, свободы выбора, самостоятельности, предприимчивости, толерантности. Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности различных социальных групп населения за счёт разнообразия фитнес-программ, их доступности, эмоциональности и эффективности. Также это обуславливается свободой выбора направлений фитнеса и добровольностью участия, доступностью для самого широкого круга занимающихся (независимо от пола, возраста, состояния здоровья) и современным взглядом на занятия физической культурой.
Всё это требует нового методологического подхода к управлению программно-целевым развитием фитнеса, особенно в детской и подростковой среде. Используя в полной мере огромный социально-оздоровительный потенциал фитнеса в профилактике различных заболеваний, гиподинамии, мы получаем наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного оздоровления детей дошкольного и школьного возраста. В связи с этим фитнес представляет сегодня как научно-теоретический интерес, так и большое практическое значение для оздоровления населения России и подготовки грамотных профессионалов в этой области.
Сегодня можно говорить о создании научного направления - школы профессионалов по фитнесу, детскому, в частности, в ИФКиС РГПУ им. А.И. Герцена. Основателем научной школы – является Сайкина Елена Гавриловна = доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии естествознания, в 2009 году защитившая докторскую диссертацию на тему «Фитнес в дошкольном и школьном физкультурном образовании». Она является автором более 200 научных работ по данной теме, многие из них выпускаются на всю Россию. В течение 27 лет осуществляется руководство курсами повышения квалификации и переподготовки специалистов по детскому фитнесу. За эти годы разработано более 20 программ по 9 направлениям детского фитнеса, программы многих учебных дисциплин по фитнесу для кафедры гимнастики и фитнес-технологий, подготовленных в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, магистерская программа «Фитнес-менеджмент в физкультурном образовании по направлению «Педагогическое образование» (совместно с Ю.Я. Лобановым, директором ИФКиС и преподавателями института управления и экономики), По этой программе в 2018 году началось обучение магистров.
В течение 10 лет Е.Г Сайкина является организатором Всероссийских, научно-практических конференций по фитнесу и редактором сборников научных материалов конференции. Также она является учредителем и главным редактором электронного Всероссийского научно-методического журнала «Фитнес: теория и практика».
Выступает в качестве исполнителя научно-исследовательских ЗН Министерства образования и науки РФ по 3-м темам и научного руководителя гранта «Фитнес-технологии оздоровления и повышения физической подготовленности детей дошкольного и школьного возраста, внедрение их в образовательные учреждения разного типа и вида, с учетом интересов занимающихся» (55/13-ГЗП).
В рамках создания школы выполнялись дипломные, магистерские работы, а также под руководством Е.Г. Сайкиной выполнены и защищены 3 кандидатские диссертации. В настоящее время осуществляется научное руководство соискателем ученой степени кандидата педагогических наук."
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФИТНЕСА В МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
(Монография., ,2012.-297стр.) Сайкиной Елены Гавриловны РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

2. «ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
д.п.н., профессора, профессора кафедры гимнастики и фитнес-технологий
Сайкиной Елены Гавриловны к.п.н., доцента, доцента кафедры гимнастики и фитнес-технологий
Кузьминой Светланы Владимировны РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

3. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИТНЕСА»
д.п.н., профессора, профессора кафедры гимнастики и фитнес-технологий
Сайкиной Елены Гавриловны Санкт-Петербург.