Научное направление: «Психология эдологической (помогающей) компетентности»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Эдология в целом как наука о помощи и практика психолого-педагогической и медико-социальной помощи человека человеку имеет полидисциплинарный статус. Существует огромное множество исследований в сфере помогающих отношений: современные и классические медицина, психология, педагогика, социальная работа, а также экономика, история, культурология, политология и правоведение, не говоря о философии, писали о нормативах, путях и смыслах помощи человека человеку. Однако, сама по себе эдология так и не сложилась в единую науку. Обычно предполагается, что эдологическая помощь оказывается в трансординарных и кризисных ситуациях, однако, также часто она оказывается и в повседневности, особенно если речь идет о ребенке и его развитии. При этом институт профессиональной помощи изучен в гораздо большей степени, чем институт семейных, любовно-дружеских помощников, а также - институт «ближних помощников», включающий соседей, коллег и знакомых. Вместе с тем, именно наиболее «ближнее» окружение человека является значимым и во многом определяет его судьбу. Психологическая помощь в семьях, учебных и трудовых коллективах так или иначе изучается в рамках концепций семейного благополучия и семейных деформаций, концепций организационной культуры и профессионального наставничества, ряде других концепций и моделей, однако, не становите фокусом исследований. Более изучены волонтерская помощь и благотворительность, на рубеже прошлого и нынешнего веков специалистами начато активное внедрение принципов активизации и практик самопомощи и взаимопомощи: изучаются их основные феномены, тенденции, проблемы обучения и реализации помощи благотворителями и волонтерами. Интенсивно формируется тематика междисциплинарных взаимодействий, способная служить основой развития психолого-педагогической и медико-социальной эдологии и знаний в сфере общей эдологической компетентности: священник, врач, психолог, педагог, юрист, социальный работник и другие группы эдологов осознают себя и друг друга именно как эдологов - профессионалов в сфере помогающих человеку. Понимая разноуровневость и разноаспектность психолого-педагогической и медико-социальной помощи, они видят и сходство: помощь психологическая и социальная, духовная и правовая, медицинская и педагогическая и иные виды помощи человека человеку, взрослого ребёнку и т.д. оказываются тесно связаны. Да и сам помогающий помогает не только как специалист или волонтер, не только ка участник группы самопомощи или взаимопомощи, благотворитель или меценат, он помогает как человек. В решении об оказании помощи, в планирование и осуществление помощи, в оценку помощи вовлечен весь человек или группа лиц, оказывающих помощь. Со временем начало складываться как самостоятельное направление изучение дискурсов помощи: в этих дискурсах тесно переплетаются такие смысловые оси как альтруизм и эгоизм, искренность и обман, близость и отчуждение, равенство и превосходство, дар и принуждение, утверждение жизни и отрицание жизни, сила и слабость, успех и неудача, реабилитация и развитие и т.д. . Эдологическая психолого-педагогическая и медико-социальная компетентность складывается не просто как знание и умение помогать, но как диалог этих различных дискурсов помощи: профессиональных и непрофессиональных. Также складывается и дискурс принятия помощи, формируется как особая часть общества и как особая форма осознания себя и мира «человек нуждающийся», разрабатываются понятия трудной, кризисной, ординарной и трансординарной жизненных ситуаций. Сам дискурс принятия психолого-педагогической и медико-социальной помощи включает диалог по поводу конструирующих его оппозиций: слабость и сила, принятие и отвержение, развитие или деградация, благодарность или недовольство, снисхождение или смирение, терпение или бунт, усталость или «трансценденция» .
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография. Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка», вып. 1. / Ответ. ред., введ. М.Р. Арпентьева. – Калуга: Эйдос, 2016. – 340с.

2. Арпентьева М.Р. Эдологическая компетентность специалистов помогающих профессий и непрерывное образование / М.Р. Арпентьева // Современные подходы к организации дополнительного образования молодёжи и взрослых: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей I Международной научно-методической заочной конференции. 17 февраля 2017 г., Пинск /Редкол. К.К. Шебеко и др. – Пинск: Полесский государственный университет, 2017. – 146 с. – С.3-7.

3. Арпентьева М.Р. Экология помощи и помогающая компетентность / М.Р. Арпентьева // Право, политика, история: основные направления и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции IX недели студенческой науки. посв. 85 лет ДГУ. Сборник научных статей преподавателей, магистрантов и студентов-бакалавров. 29 марта 2016 г., Кизляр / Под ред. Бабошиной Е.В и др. – Дагестан, Махачкала: НИЦ «Апробация», Дагестанский Государственный университет, филиал в Кизляре. 2016. – 220 с. – С.198-203.