Научное направление: «Профессионально-педагогический инжиниринг»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Вхождение России в мировое образовательное пространство предполагает сближение национальной системы образования с аналогичными системами европейских стран, осуществляя определенную траекторию развития человеческого потенциала, которая действительно необходима обществу для обеспечения его восходящего развития.
Внедрение рыночных отношений в сферу среднего общего образования является свершившимся фактом. Ибо, значение рынка образовательных услуг в условиях развития современной экономики существенно усиливается, оказывая непосредственное воздействие на образование, как важнейшей отрасли науки и производства, а также интеллектуального продукта, производимого в нем.
Рыночные отношения вносят в систему образования элементы саморегулирования, что в свою очередь способствует развитию конкуренции, соперничества и привлечения потребителей образовательных услуг к повышению качества и разнообразию образовательных продуктов. В связи с этим основными направлениями деятельности современных образовательных учреждений (образовательных комплексов), на наш взгляд, является профессионально-педагогический инжиниринг.
До настоящего времени профессионально-педагогический инжиниринг еще не стал предметом научного педагогического исследования. Профессионально-педагогический инжиниринг рассматривается нами в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О науке и государственной научно-технической политике".
Профессионально-педагогический инжиниринг, мы понимаем, как совокупность процессов, осуществляющих интеллектуальные виды профессиональной деятельности (педагогическое мастерство и самоменеджмент педагога) и научно-образовательного менеджмента (менеджмент-маркетинговое пространство и паттерн инжиниринг), конечной целью которых является творческое применение научных методов и принципов в реализации инновационных проектов (создание флэш-кейса ресурсного поля и формирование механизмов взаимодействия внутри консорциума проекта.
Профессионально-педагогический инжиниринг предполагает не только видение определенной инновационной проблемы, но и умение творчески мыслить, модифицируя и чутко реагируя на все происходящее вокруг. Его сущностные особенности заключаются, в конечном счете, в реализации образовательных услуг для улучшения качества знания как интеллектуального товара в условиях рынка. Образование рассматривается сквозь призму экономики, управления и менеджмента. Неслучайно педагогический лексикон пополнился понятиями «рынок услуг», «менеджмент», «маркетинг», «консалтинг» и другие. Все это определяет поиск новых направлений, как для совершенствования существующих, так и для разработки новых, одним из которых является научно-образовательный менеджмент.
Научно-образовательный менеджмент – методология управления менеджмент-маркетинговым пространством и паттерн инжинирингом, базирующаяся на принципах научности, синергичности, мультипликативности, инновационности, вариативности и детерминированности, на основе конвергенции и интеграции науки, образования и практики в соответствии с запросами и потребностями общества.
Гибкая и многофункциональная система современного образования осуществляется благодаря личностно-ориентированной модели вариативного образования. Она рассматривается нами как процесс формирования такой картины мира, которая смогла бы обеспечить ориентировку личности педагога-менеджера в разнообразных ситуациях постоянно развивающейся и меняющейся реальности. Сегодня право и обязанность педагога-менеджера творить, искать, обновлять содержание и методику обучения, вести исследовательскую, проектную и инновационную деятельность.
Педагог-менеджер, на наш взгляд, – это интегративная личность, имеющая подготовку психолого-педагогической направленности, обладающая профессиональной и артистической культурой, инновационным творческим мышлением, компетентностью и имиджем, организаторскими и управленческими способностями, владеющая профессиональным мастерством и знаниями в области профессионально-педагогического инжиниринга.
В связи с этим, профессионально-педагогический инжиниринг организации общего образования, на наш взгляд, обеспечивает реализацию инновационных замыслов и идей, научное и методологическое сопровождение деятельности по проектированию и построению моделей, внедрение педагогического контроллинга, направленного на координацию взаимодействия элементов системы как единого целого.
Ибо, новое тысячелетие, по утверждению А.И. Субетто, является эпохой образования и выхода человеческого разума на новые рубежи бытия.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Якушева С.Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности современных образовательных учреждений // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2012. № 12 (28). Т. 1. С. 46-54.

2. Якушева С.Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: Монография. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АПКиППРО, 2012. – 308с.

3. Yakusheva S.D. Professional-pedagogical engineering in innovative activity of contemporary Russian education // The collection includes The International Conference on the Transformation of Education Рroceedings Held by SCIEURO in London 22-23 April 2013. Vol.2. – 260 р. – рр.122-132.

4. Якушева С.Д. Научно-образовательный менеджмент профессионально-педагогического инжиниринга организации общего образования // Педагогический менеджмент в образовании: актуальные вопросы современной науки: Монография [под ред. С.Д. Якушевой]. — Новосибирск: Изд. СибАК, 2015. – С. 37-96.