Научное направление: «Использование системно-дидактического комплекса повышения квалификации учителей географии и смежных дисциплин.»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Проект предполагает использование в процессе повышения квалификации (ПК) учителей географии и смежных дисциплин системно-дидактического комплекса (СДК). СДК ПК учителей географии и смежных дисциплин включает модули развития творческого потенциала, формирования единой научной картины мира (интеграции) и реализации деятельностного, компетентностного подходов. СДК позволяет в условиях непозволительного вымывания естественнонаучных дисциплин из учебных планов позволяет: а). востребовать творческий потенциал фундаментальных дисциплин; б). перевести логические формы научных знаний - в деятельностную форму.
Основополагающим являются принцип системности, позволяющий строить содержание курсовой подготовки с учётом базовой подготовки учителя, сочетания теоретических знаний и педагогических компетенций, выхода за пределы дисциплинарной разобщённости. В рамках предлагаемого подхода особую актуальность приобретает разработка и создание педагогической модели ПК учителей географии и смежных дисциплин на основе системно-дидактического подхода.
В начале третьего тысячелетия мировое образовательное пространство, частью которого является и Россия, признаёт основополагающим принцип холизма (holo - целый), «интегратизма», «целостности».
Принцип холизма при сохранении предметных методик (биологических, географических, физических, химических), ограниченных узко предметными знаниями предполагает обращение к метаметодике в условиях интеллектуальной модернизации традиционной зуновской системы обучения, обращенной к универсальной идее всестороннего развития личности.
Транспрофессиональная холистическая направленность ПК продиктована участием России в программе ЮНЕСКО «Открытая образовательная система для XXI века». Мировое сообщество ставит перед образованием ряд стратегических задач, в том числе: формирование у молодёжи целостной картины мира, диалектической взаимосвязи естественнонаучного и гуманитарного понимания разнообразных явлений. Реализация федеральных государственных стандартов в части «применение географических (биологических и др.) знаний в повседневной жизни» возможна на феноменологической концепции метаметодики.
Метаметодика строится на идеях и принципах общенаучного, методологического, философского характера.
. Процесс ПК учителей географии регулирующийся системообразующими принципами, предполагает создание системно-дидактического комплекса (СДК), включающего модули диагностики готовности к творческой педагогической деятельности, профессиональных затруднений по реализации межпредметных связей (МПС) и интеграции, готовности к реализации компетентностного подхода.
Первый модуль включает диагностику готовности учителя географии к творческой педагогической деятельности с целью актуализации творческого потенциала учителя, личностной мотивации, ценностных ориентаций учителя, конструктивного поведения с целью прогнозирования профессионального развития.
Второй модуль включает определение профессиональных затруднений учителя географии к реализации МПС и интеграции, конструирование реального поля решения профессиональных проблем.
Третий модуль «Диагностика готовности учителя географии и смежных дисциплин к реализации компетентностного подхода» интегрирует первые два этапа и включает определение степени готовности учителя к реализации компетентностного подхода.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Самигуллина Г.С. Аудиторные и дистанционные методы развития творческого потенциала учителя в процессе повышения квалификации Life Science Journal 2014; 11(6s). – Р.558-561.
http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1106s/116_24462life1106s14_558_561.pdf .

2. Самигуллина Г.С. «Система повышения квалификации учителей географии в Казанском федеральном университете: путь к профессиональному лидерству» (The system of qualification enhancement for geography teachers at Kazan Federal University: a way to professional leadership) I Международной конференции «Социально-экономическое и академическое лидерство для устойчивого развития бизнеса и образования в будущем». Прага 12-15 сентября 2017. Доклад опубликован по ссылке: http://www.springer.com/gp/book/9783319742151

3.Монография «Дистанционные модули повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин» / Г.С. Самигуллина. – Казань: Отечество, 2015. – 199 с. ISSBN 978-5-9222-0986-1.
Монография включает содержание модулей «Диагностика профессиональных затруднений учителя по реализации межпредметных связей» (Регистрационный номер ФГУП НТЦ “Информрегистр” 22239. Номер госрегистрации 0321101167 от 26 мая 2011), «Диагностика готовности учителя географии и смежных дисциплин к творческой педагогической деятельности» (Регистрационный номер ФГУП НТЦ “Информрегистр” 22240. Номер госрегистрации 0321101168 от 26 мая 2011), «Диагностика готовности учителя к реализации компетентностного подхода» (Регистрационный номер ФГУП НТЦ “Информрегистр” 22241. Номер госрегистрации 0321101169 от 26 мая 2011).