Научное направление: «Этнокультурный компонент обучения математике в национальной школе и профессионально-методическая подготовка учителей к его реализации»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Актуальность исследования. Реалии XXI века можно характеризовать двумя про-тивоположными тенденциями: с одной стороны, глобализацией всей жизни, а с другой, этнизацией. Первый процесс становится все более определяющим, однако мы исходим из того, что вторая сторона – изначальная, она является образующей фундамент человече-ства, его цивилизацию. Богатство национальных культур и цивилизаций, разнообразие языков – выразителей этих культур – это самое большое достояние и ценность, которые имеет человечество, и как подчеркивается многоми учеными, святая обязанность педаго-гических реалий сохранить и приумножить это богатство для нынешнего и будущего по-коления. Необходимость сохранения и поддержки этнической самобытности народов России, гуманистической направленности их традиций и культуры – подчеркивается в ряде образовательных документов федерального и республиканского уровней, в частности, принятой в 1999 г. Национальной доктрине образования, Законе об образовании РФ и РБ, Законе о языках народов РБ и др. Национальная школа – образовательное учреждение, отвечающее потребностям нации и отражающее «ее историческую, культурную и духовную ценность, а также мен-талитет данного этноса, проявляющийся в особенностях национальной психологии, мировоззрении и этнопедагогике». Таким образом, можно утверждать, что для эффективного функционирования такой школы все предметы, в том числе и математика, должны иметь определенную этнокультурную составляющую. Однако, как показывает анализ школьной практики, этнокультурный компонент в национальных школах, в частности в республике Башкортостан, реализуется лишь за счет введения преподавания предмета на родном (башкирском или татарском) языке по пере-водным учебникам (с русского языка на родной язык), кроме того, не подкрепляется соот-ветствующей методической и языковой подготовкой педагогических кадров: ни в педву-зах, ни на курсах повышения квалификации учителей не ведется такая подготовка. Опрос учителей, работающих (или работавших) в национальных школах, показал, что для обуче-ния математике на родном языке знания бытового башкирского языка вовсе не достаточ-ны. Учителя испытывают большие трудности при преподавании этой дисциплины на родном (не русском) языке, в связи с отсутствием как специальной методической под-готовки в стенах вуза, так и научно-методической литературы по предмету на родном (не-русском) языке. Выше сказанное подчеркивает актуальность решения проблемы разработки этно-культурной составляющей школьной математики в национальной школе и непосред-ственно связанной с ней проблемы интенсивной профессионально-методической подго-товки учителей, способных на достаточно высоком уровне реализовать эту составляющую (наряду с решением задач математического образования в рамках государственного стандарта). Для решения выделенной проблемы решались следующие задачи: • разработка теоретических и методологических основ этнокультурной составля-ющей школьной математики в национальной школе • конструирования методической системы интенсивной профессиональной подготовки учителей, способных на достаточно высоком уровне реализовать эту составляющую (наряду с решением задач математического образования в рамках государственного стандарта), • разработка практических материалов и рекомендаций по реализации этнокультурной составляющей в обучении математике.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Салаватова С.С. Преподавание математики в национальной школе: к реализации регионального компонента: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. по спец. «032100.00-Математика с доп. специальностью» /С.С.Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. – 183 с. (С грифом «Допущено МО РБ для ведения уроков и внеурочных мероприятий по математике в условиях национального региона как в профессиональной подготовке будущих учителей, так и в системе работы учителей математики»).

2. Салаватова С.C. Дилемма родного языка в обучении математике в национальной школе. Монография /С.С.Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 90 с.
Salavatova S.S. Dilemma rodnogo yazyika v obuchenii matematike v natsionalnoy shkole. Monografiya. – Sterlitamak: Sterlitamakskiy filial BashGU, 2016 – 90 s.
Salavatova S.S. Dilemma of the native language in teaching mathematics in the national school. Monograph. – Sterlitamak: Sterlitamak Branch of Bashkir State University, 2016. – 90 p.

3. Салаватова С.С. Интенсификация профессионально-методической подготовки будущих учителей в педвузе в условиях национального региона. Монография / С.С.Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2012. – 175 с.
Salavatova S.S. Intensifikaciya professional'no-metodicheskoj podgotovki budushchih uchitelej v pedagogicheskom vuze v usloviyah nacional'nogo regiona. Monografiya / S.S.Salavatova. – Sterlitamak: Sterlitamakskij filial BashGU, 2012. – 175 s.