Научное направление: «Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегративной образовательной макросреды»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Главным ресурсом социально-экономических преобразований и внедрения инновационных технологий в различные отрасли становится специалист, мотивированный на непрерывное профессиональное саморазвитие. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающими требованиями к уровню профессионализма педагога и его личностным качествам, что определяет необходимость в постоянном самосовершенствовании. Процессы целенаправленного саморазвития педагогов становятся важнейшим инструментом повышения качества подготовки обучающихся и образования в целом.
Интегративная образовательная среда педагога – это самоорганизуемая открытая макросистема, образованная в результате синтеза образовательных сред различной уровневой и функциональной принадлежности, множественность которых образует целостную систему, что позволяет осуществлять выбор альтернативных возможностей для построения индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога.
Личностно-профессиональное саморазвитие педагога представляет собой целостный непрерывный циклический процесс деятельности, проектируемый самим педагогом и осуществляемый по концентрическому принципу от низкого к высокому уровню в следующей последовательности: инициирование саморазвития (самомотивация), целеполагание как проектирование, действия по достижению запланированного результата саморазвития, рефлексия и корректировочные действия. Проектировочный и рефлексивный компоненты являются базовыми составляющими, определяющими непрерывность процесса личностно-профессионального саморазвития в целом.
Концепция личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде включает концептуальную модель этой среды как профессионально-развивающей макросистемы. Данная модель содержит уровни интеграции, компоненты и свойства интегративной образовательной среды, ее функции в личностно-профессиональном саморазвитии педагога, а также вариативные профессионально-развивающие ресурсы. Отличительной особенностью концептуальной модели интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей макросистемы является идея ее уровневой интеграции на методологическом, структурно-функциональном и содержательном уровнях. Существующие внутренние связи соединяют подсистемы, ресурсы и свойства интегративной образовательной среды в единое целое. Интегративная образовательная среда, определяющая эквифинальность личностно-профессионального саморазвития педагога, включает материально-технический, содержательно-методический и социально-коммуникативный компоненты и характеризуется следующими свойствами: интегративность, дискретность, иерархичность, целостность, вариативность, интенсивность.
Интегративная образовательная среда обеспечивает преемственность как между уровнями образования, так и в непрерывном процессе личностно-профессионального саморазвития педагога по концентрическому принципу, реализуя адаптивную, побудительную, прогностическую, результативную, аналитическую, регулятивную функции в данном процессе саморазвития.
Проектирование индивидуальных профессионально-развивающих траекторий предполагает оптимальное их насыщение ситуациями личностно-профессионального саморазвития в последовательности процессуальных компонентов. Ведущим принципом в проектировании индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога является принцип вариативности.
Эффективность личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде определяется на основе мониторинга индивидуальных показателей саморазвития, включающего показатели эффективности саморазвития, сравнительный анализ самооценок и экспертных оценок.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1) Ушаков А.А. Оценка интегративной образовательной среды педагога как профессионально-развивающей системы // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 3. https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN318.pdf.

2) Ушаков А.А. Самоменеджмент и тьюторское сопровождение процесса личностно-профессионального саморазвития педагога // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-3. - С. 580-584.

3) Ушаков А.А. Интегративный подход в организации профессионально-развивающей образовательной среды педагога // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–5. – С. 1062-1066.