Научное направление: «Гуманистическая философия образования»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Научное направление «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Аннотация научного направления. Цель научного направления. Необходимость философии образования осознается в настоящее время в процессе анализа глобальных проблем современности, современного социокультурного развития, понимания важности междисциплинарных исследований. Современные глобальные кризисы требуют от человечества решения таких задач, ответы на которые может дать только наука. Философская рефлексия теории образования становится тем новым направлением философии, на которое все более обращают внимание при поиске выхода из глобального кризиса общества. Предложена концепция. Концепция гуманистической философии образования формируется как самостоятельная область научных знаний, фундаментом которых являются объективные закономерности развития собственно образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования на основе личностно-ориентированного и когнитивного подходов. Концепция строится на пересечении имеющихся научных методологических парадигм. Активно развивающаяся философия образования как область научного знания объединяет в себе различные идеалы. В ней возможен как аналитический подход, позволяющий на основе эпистемологического статуса отличать науку от всех других направлений интеллектуальной деятельности, как подход, проповедующий когнитивный релятивизм, так и другие подходы. Разработка и развитие гуманистических подходов и моделей происходит на основе философских аспектов: онтологического, социокультурного, аксиологического, прогностического и др. Методологически в развитии гуманистической концепции философии образования ведущее место занял личностно-ориентированный подход, основанный на идее развития личности в процессе образования. Развивается идея центральной роли интеллекта в развитии и саморазвитии личности.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд. - автор – Кузнецова Альвина Яковлевна; Kuznetsova Alvina Iakovlevna. - вид издания – монография; - наименование издательства – Изд-во СО РАН; - кол-во страниц – 156 с.; -выходные данные – Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 156 с. Kuznetsova A.Ya. Humanistic philosophy of education: a natural scientific view. - Novosibirsk: Publishing House of the SB RAS, 2004. - 156 p. 2. Образование современного человека: теория, философия, методология. - автор – Кузнецова Альвина Яковлевна; Kuznetsova Alvina Iakovlevna. - вид издания – монография; - наименование издательства – РИЦ «Прайс-курьер»; Изд-во СО РАН; - кол-во страниц – 202 с.; - выходные данные – Кузнецова А.Я. Образование современного человека: теория, философия, методология/ А.Я. Кузнецова. – 2-е изд. испр. – Новосибирск: РИЦ «Прайс-курьер», 2011. – 130 с. Kuznetsova A.Ya. Education of modern man: theory, philosophy, methodology / A.Ya. Kuznetsova. - 2 nd ed. Correction. - Novosibirsk: RIC "Price-Courier", 2011. - 130 p. 3. Гуманизация образования и интеллект (в контексте естественнонаучного образования). - автор – Кузнецова Альвина Яковлевна; Kuznetsova Alvina Iakovlevna. - вид издания – монография; - наименование издательства – РИЦ «Прайс-курьер»; Изд-во СО РАН; - кол-во страниц – 202 с.; - выходные данные – Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект (в контексте естественнонаучного образования)/ А.Я. Кузнецова. – 2-е изд. испр., дополн. – Новосибирск: РИЦ «Прайс-курьер», 2006. – 202 с. Kuznetsova A.Ya. Humanization of Education and Intellect (in the Context of Science Education) / A.Ya. Kuznetsova. - 2 nd ed. Correction, add. - Novosibirsk: RIC "Price-Courier", 2006. - 202 p. Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-06-06004а.