Научное направление: «Краеведческое образование в культурологической подготовке специалиста»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Впервые на основе междисциплинарного комплексного подхода и использования широкой источниковой базы, результатов экспериментальной работы разработаны концептуальные основы краеведческого образования, его философско-культурологическое обоснования и позиционирование модели «краеведческое образование» в концептуальном поле культурологии. Продемонстрированы преобразования краеведческих знаний в научные дисциплины, выявлены место и роль краеведческого образования в культурологической подготовке специалиста. Авторская программа развития краеведческого образования направлена на оптимизацию культурологической подготовки специалиста, становление его как профессионала и активного гражданина-патриота. Программа стимулирует диалогичность обучения, использование краеведческого подхода в структуре дисциплин регионального компонента учебных планов, особенно при подготовке специалистов культуры и искусств. Доказано, что уровень краеведческого образования находится в прямой зависимости от подготовки преподавателя, который досконально знает предмет, научно компетентен, обладает нравственным кредо, ориентирован на гуманистические ценности, активную общественную деятельность, обладает краеведческой культурой.
Практикой доказано, что краеведческое образование решает ряд задач единства общества и природы в силу комплексности краеведческого знания, векового опыта социокультурной и этноэкологической адаптации молодежи через краеведение. Оно помогает увидеть природу, бытие и человека в контексте культуры («природа – культура мировая, национальная и культура родного края – я как творец культуры»). Построение авторских краеведческих курсов основано на комплексности краеведческого знания. В концепции любой краеведческой дисциплины учитывается, прежде всего, диалектика общего, особенного и единичного. Авторская модель краеведческих курсов использует, прежде всего, принципы историзма, концентризма, диалога культур.
Направление содержит не только новый теоретический инструмент для культурологов, краеведов, специалистов, занимающихся культурно-краеведческой, информационной, образовательно-воспитательной деятельностью. Двадцатилетний опыт руководства Тамбовским центром краеведения при региональном отделении Российской академии естественных наук, сформированной на его базе научной школой, долголетняя преподавательская работа автора направления (и ряда его коллег) по инновационным методикам есть доказательство востребованности разработанной программы развития краеведческого образования как составляющей культурологической подготовки специалиста. Интеллектуальные продукты автора направления внедрены в ряде высших и других учебных заведений России.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Пирожков Г.П. Теория краеведения: монография. СПб.: Нестор, 2005. 280 с.
2. Пирожков Г.П. Краеведение: учебник (гриф: допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для вузов культуры и искусств). Тамбов – М. – СПб. – Баку – Вена: Изд-во МИНЦ «Нобелистика». 2006. 272 с.
3. Пирожков Г.П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: монография. Тамбов – М. – СПб. – Баку – Вена – Гамбург: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2011. 300 с.