Научное направление: «Педагогическая теория развития личности: развитие личности в системах педагогических взаимодействий»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Преимущественным, эволюционно оптимальным способом развития личности объективно стало её развитие в системах педагогических взаимодействий. В них закладываются основы личности: невозможно стать человеком без Другого. Предпосылки к развитию при помощи Другого закреплены генетически и реализуются с рождения. Личность в процессе своего развития приходит к педагогической потребности – влияния на развитие других.
Фундаментальный вопрос педагогической теории развития личности – вопрос о механизме развития личности в системе педагогических взаимодействий и принципиальное положение о его неотрывности от процесса и механизма функционирования и развития самой системы педагогических взаимодействий в качестве его основной функции и фактора структурной динамики: 1. Развитие личности по предмету взаимодействий как цепь качественных новообразований есть функция системы педагогических взаимодействий. 2. Функциональное состояние системы педагогических взаимодействий (зона актуального развития личности по предмету взаимодействий) определяет единственную релевантную ей структуру взаимодействий как меру субъектности/подчинения при росте субъектности личности в каждый конкретный момент функционирования системы – взаимодействия, необходимые для формирования новообразования, устаревают в момент его зафиксированного (прочувствованного личностью) появления, что приводит к объективной смене структуры взаимодействий. 3. Структура взаимодействий, релевантная сформированному новообразованию, обеспечивает сложность взаимодействий в зоне ближайшего развития и приводит к формированию единственно возможного следующего новообразования, а в связи с пп.1, 2, и к единственно возможной следующей структуре взаимодействий, релевантной новообразованию, что обеспечивает однозначность хронологии процесса. Таким образом, развитие личности в системе педагогических взаимодействий функционально и структурно вплетено в обеспечивающий его процесс функционирования и развития системы педагогических взаимодействий – системы, меняющейся вместе, для и в связи с развитием личности в ней.
Процесс реализуется как пять переходов между шестью структурами и переход к следующей системе развивающих взаимодействий.
Развитие личности в системах педагогических взаимодействий разных уровней единообразно по структурной динамике. Развитие личности в онтогенезе реализуется как функционирование онтосистемы педагогических взаимодействий, в которой педагогический фактор реализуется разными субъектами – родителями или лицами, их замещающими, воспитателями, учителями, наставниками, руководителями, а затем подчинёнными, учениками, детьми, динамика меры его влияния конгруэнтна таковой во всякой системе педагогических взаимодействий. Мера влияния фактора собственной эстра- и интрагенной активности, преодолев ветвь адаптации (0-3 года), растёт вместе с усилением сознательности и субъектности личности в процессе своего развития. Объективной базой, дающей возможности и ограничивающей действия обоих факторов, являются биологические механизмы созревания/старения функций. Педагогический фактор обеспечивает полноту раскрытия генетически заложенных задатков способностей и компенсирует врождённые и приобретённые патологические психофизиологические нарушения. Собственная активность после 1 года способна экстремально заместить недостаточное действие педагогического фактора, но отсутствие действия педагогического фактора в первый год – три года жизни необратимо нарушает развитие личности.
Процесс развития личности в онтогенезе включает семь моментов критического преобразования структур, конгруэнтных преобразованиям структур во всякой системе педагогических взаимодействий и реализующихся с замедлением, так что каждый следующий период вдвое длиннее предыдущего: рождение как начало взаимодействий на базе заложенных природой индивидуальных особенностей в полной зависимости от природы и ответственности Других, 1 год как интенсификация развивающих взаимодействий в связи с освоением вербальной коммуникации, 3 года как переход к произвольности, 15 лет как потолок меры внешних вторжений в процесс развития личности, ограничиваемый отныне самой личностью, 31 год как момент принятия ведущих ролей во всех сферах, 63 как пик развития, после которого объективно снижается саморазвивающая активность в связи со старением организма, момент смерти как возвращение к исходному состоянию полной зависимости от Других и отсутствия развивающих взаимодействий.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Краснова, О.В. СТРУКТУРНАЯ ДИНАМИКА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ моногр./О.В.Краснова. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. -580 с.

2. Краснова О.В., Бехтер А.Ю., Яремко Н.Н. ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ: МЕХАНИЗМ - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. Мир науки. 2018. Т. 6. № 6. С. 97.

3. Краснова О.В. СТРУКТУРНАЯ ДИНАМИКА СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. European Social Science Journal. 2012. № 5 (21). С. 199-205.

4. Краснова О.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ С ОПОРОЙ НА ЗНАНИЯ О РАЗВИТИИ ЦЕЛОСТНЫХ СИСТЕМ. Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1260-1268.

5. Краснова О.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ О СИСТЕМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ, С СЕМИ ЛЕТ ДО ГРАНИЦЫ "ШКОЛА-ВУЗ" ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГИПОТЕЗ О ДИНАМИКЕ СТРУКТУР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДАННЫЙ ПЕРИОД. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10 (104). С. 98-105.