Научное направление: «Научениеметрия»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Научениеметрия – это методика изучения эффективности результатов когнитивного научения по шкале успеваемость-мотивация, необходимым элементом которой является получение обратной связи в процессе обучения, достаточным – данные по результатам прохождения обучения и отзывы по нему.
Поводом для создания новой методики послужила задача эффективного научения студента с помощью тестов в цифровой образовательной среде (ЦОС). Идея методики возникла на основе социометрического метода анализа эффективности взаимодействия внутри малой группы, разработанного Дж. Морено. Материалом для исследования по научениеметрической методике измерения результатов научения по шкале успеваемость-мотивация послужили данные по работе студентов с тестовыми системами в ЦОС.
Результаты взаимодействия «Студенты-ЦОС» определяется с применением методов дискретной математики, матричной алгебры и теории графов. Базовые понятия и структуры научениеметрии: матрицы, индексы, графы объектов исследования. Обработка собранных статистических данных происходит в три этапа: табличный, графический и индексологический. Существуют понятия персональных и групповых индексов. Основными персональными индексами являются: индекс успеваемости студента, индекс мотивационной активности студента, научениеметрический индекс студента по тесту, научениеметрический индекс студента, научениеметрический статус студента. Основными групповыми индексами являются: индекс успешности группы, индекс мотивационной активности группы, научениеметрический индекс группы. Отдельно идут понятия, касающиеся тестов: индекс оценки теста, научениеметрический индекс теста. В рамках научениеметрической методики проводится анализ результатов научения студентов, делаются выводы и прогнозы по освоению конкретной дисциплины. В качестве дополнительной информации может быть составлена программа для преподавателя, работающего со студентами над освоением дисциплины в ЦОС.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Зайчикова Н.А. Разработка методики измерения по шкале успеваемость-мотивация результатов работы с тестовыми системами в цифровой образовательной среде// Современные проблемы науки и образования. №4. 2018. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27902 (дата обращения: 10.02.2020)
Аннотация. В статье рассмотрена задача научения студента по тестам в цифровой образовательной среде (ЦОС). Конструируется методика измерения по шкале успеваемость-мотивация результатов работы с тестовыми системами в ЦОС. Методика создана на основе социометрического метода анализа эффективности взаимодействия внутри малой группы, разработанного Дж. Морено. Результаты взаимодействия «Студенты-ЦОС» определяется с применением методов дискретной математики, матричной алгебры и теории графов. Определяются базовые понятия и структуры: матрицы, индексы, графы объектов исследования. Обработка собранных статистических данных происходит в три этапа: табличный, графический и индексологический. Введены понятия персональных и групповых индексов. Основными персональными индексами являются: индекс успеваемости студента, индекс мотивационной активности студента, научениеметрический индекс студента по тесту, научениеметрический индекс студента, научениеметрический статус студента. Основными групповыми индексами являются: индекс успешности группы, индекс мотивационной активности группы, научениеметрический индекс группы. Отдельно идут понятия, касающиеся тестов: индекс оценки теста, научениеметрический индекс теста. Проводится анализ результатов научения студентов по предложенной методике, делаются выводы и прогнозы по освоению дисциплины. Предлагается программа исследования преподавателя, работающего со студентами над освоением дисциплины в ЦОС.

2. Зайчикова Н.А. Сравнение научениеметрии с психометрикой в цифровой образовательной среде// Наука XXI века: актуальные направления развития: сб. науч. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф., 5 февр. 2019 г. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. - Вып. 1, ч. 1. - 371 с. ISBN 978-5-94622-893-0 - ISBN 978-5-94622-894-7 (ч. 1) С.52-55.
Аннотация. Статья посвящена сравнению двух процедур, которые можно отности к тестологии: научениеметрии и психометрики. Понятие научениеметрии, введенное автором, рассмотрено с различных позиций. Методика проходила апробацию в Самарском государственном экономическом университете. Понятие психометрики рассмотрено в контексте работ «Центра психометрических исследований в онлайн-образовании» Высшей школы экономики. В работе проводится анализ данных процедур, описываются их сходства и различия, цели использования, особенности применения, целевые аудитории.

3. Зайчикова Н.А. Применение научениеметрической методики в студенческих группах в цифровой образовательной среде// Наука XXI века: актуальные направления развития: сб. науч. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф., 5 окт. 2019 г. / - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. - Вып. 2, ч. 1. - 186 с. ISBN 978-5-94622-949-4 - ISBN 978-5-94622-950-0 (ч. 1) С.35-40.
Аннотация. Статья посвящена анализу результатов применения процедуры научениеметрии в цифровой образовательной среде. Статистические данные получены в группах бакалавриата и специалитета в Самарском государственном экономическом университете. Сделаны уточняющие гипотезы по разграничению и характеру областей научения. Для анализа используются методы корреляционно-регрессионного анализа. Построена модель зависимости успеваемости от мотивации для области оптимального научения. Анализ и обработка данных проводились с помощью программ Gretl и Microsoft Excel.