Научное направление: «Диверсифицированная профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
В настоящее время возникла необходимость поиска, разработки и внедрения, новых профессионально-прикладных знаний, умений и навыков, отвечающих современным требованиям и предусматривающих совершенствование интеллектуальной, физической и психологической подготовки в высших образовательных учреждениях. В этой связи разработана система диверсифицированной (диверсификация - расширение ассортимента учебно-педагогического процесса, освоение новых видов знаний, умений или навыков) профессионально-прикладной физической подготовки (ДППФП) в высших учебных заведениях.
Целью ДППФП является формирование специальными средствами и методами физической культуры психофизической готовности к успешному выполнению различных задач. Задачами ДППФП являются: овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение (укрепление) здоровья и психическое благополучие; развитие и совершенствование физических качеств и двигательных навыков; совершенствование морально-волевых и психофизических качеств и свойств личности, способствующих эффективной профессиональной деятельности.
Предлагается следующая структура ДППФП в высших образовательных учреждениях. Помимо традиционных разделов, включенных в программу обучения высших образовательных учреждений необходимо использовать следующие средства и методы физической культуры. Разделы ДППФП выполняются на основе использования принципа Парето, который гласит, что результаты будут определяться только 20% действиями, а остальная активность практически бесполезна.
Тренировка дыхания (Пранаяма) - освоение дыхательных упражнений и различных видов дыхания необходимо для эффективного и целенаправленного влияния на состояние здоровья и уровень физической подготовленности.
Дезингибиционная силовая тренировка - растяжение ранее задействованных в упражнении мышц, что позволяет снижать накопление усталости от предыдущей силовой нагрузки.
Силовая тренировка без снарядов - тренировка мышечной силы при помощи произвольных напряжений разных групп мышц с максимальной силой.
Использование речевого сопровождения в процессе обучения двигательным действиям - метод словесного сопровождения движений применяется в виде коротких указаний, синхронно с выполнением упражнения. При этом образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику двигательного действия и мышечными ощущениями.
Психологическая подготовка к ведению рукопашного боя - данные навыки существенно повышают возможности в контактном соприкосновении с возможным противником.
Тренировка двигательных качеств на фоне высокой психоэмоциональной нагрузки - упражнения представляют собой комплекс двигательных действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями с выключением зрительного контроля.
Психотренинг и медитация - позволяют целенаправленно управлять своим внутренним поведением, совершенствовать, исправлять негативные черты характера, разрешать сложные проблемы в двигательной деятельности.
Приёмы мышечной релаксации. Изучение и отработка навыков и приемов релаксации, необходимых для максимально быстрого восстановления после значительных физических и эмоциональных напряжений.
Представляется целесообразным рассматривать представленные средства ДППФП как важную составляющую профессиональной подготовки в высших образовательных учреждений.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Кокова Е.И., Копылов Ю.А. Силовая тренировка без снарядов // XVIII традиционный международный симпозиум «Восток-Россия-Запад. Здоровьеформирующие факторы и качество жизни людей разного возраста в ХХI веке». - ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (16–19 октября 2015 г., Красноярск). - 2015. - С. 280-283.
Мышечная сила является одной из ключевых функций, определяющих состояния здоровья и профессиональной пригодности в различных видах деятельности человека, в том числе в системе формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД. Однако, процесс развития силовых показателей требует использования специального спортивного оборудования и длительного времени тренировки. Анализ специальной литературы показал, что существует способ тренировки мышечной силы без специальных снарядов и тренажёров. Упражнения представляют собой имитацию разных двигательных действий человека: стрельба из лука, метание копья, лазание, колка дров и т. д., которые выполняются в медленном темпе с максимальным произвольным напряжением мышц. На выполнение каждого упражнения отводится 1-1,5 минуты, а на всю тренировку - не более 15 минут. Занятия позволяют в течении 28 тренировок статистически достоверно улучшать показатели мышечной силы, нейромышечной координации и интереса к занятиям физической культурой, что будет способствовать успешному обучению в высших учебных заведениях.

2. Кокова Е.И., Копылов Ю.А. Структура диверсифицированной профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений правоохранительных органов //Материалы международной научно-практической конференции "Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств". - Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России, 2014. - С. 90-92.
Разработана структура диверсифицированной (от лат. diversificatio – изменение, разнообразие; расширение ассортимента учебно-педагогического процесса, освоение новых видов знаний, умений или навыков с целью повышения эффективности учебного процесса) профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений правоохранительных органов. Помимо традиционных разделов, включенных в программу обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений правоохранительных органов, таких как: «Рукопашный бой» («Боевые приемы борьбы»), «Легкая атлетика», «Прикладная и атлетическая гимнастика», «Лыжная подготовка», «Плавание», «Преодоление препятствий» и «Спортивные игры», внедряются следующие разделы: дыхательная гимнастика, психологическая подготовка к ведению рукопашного боя, развитие уверенности в своих силах, способы воздействия на болевые точки и уязвимые места на теле человека, психотренинг и медитация, изучение языка жестов человека, релаксация. Представляется целесообразным рассматривать представленные средства диверсифицированной профессионально-прикладной физической подготовки как важную составляющую профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений правоохранительных органов, в зависимости от степени индивидуального физического развития, здоровья и способностей.

3. Кокова Е.И., Копылов Ю.А. Тренировка двигательных качеств курсантов высших учебных заведений МВД России на фоне высокой психоэмоциональной нагрузки //Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании : материалы всероссийской научно-практической конференции (11 марта 2017 г.) / отв. ред. Е.В. Панов. –– Красноярск : СибЮИ МВД России, 2017. – С.53-57.
Выполнение профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов осуществляется в значительной степени на фоне высокой психоэмоциональной нагрузки. Однако в учебно-воспитательном процессе курсантов высших учебных заведений МВД России процесс тренировки двигательных качеств, как правило, не дополняется психоэмоциональными факторами, имеющими высокую интенсивность, что существенно снижает уровень двигательной подготовленности и, в свою очередь, может приводить к негативным последствиям в будущей профессиональной деятельности. Разработана программа развития двигательных качеств курсантов высших учебных заведений МВД России, сопряженной с использованием высокой психоэмоциональной нагрузки при исключенном зрительном контроле движений. В число используемых упражнений входят: прыжки через барьер высотой 30 см. Стоя лицом к барьеру толчком двух ног перепрыгнуть барьер, повернуться лицом к барьеру и вновь выполнить прыжок; падения вперед из положения стоя на горку гимнастических матов высотой 30 см в упор лежа с амортизацией руками; прыжки через траншею толчком двух ног с приземлением на обе ног; прием и амортизация животом падающего с высоты 1,2 м набивного мяча весом 1 кг; падения на бок через шест, укрепленный под углом 45 градусов. Выявлено, что отключение зрительного контроля во время физической тренировки достоверно улучшает не только уровень двигательной подготовленности, но и повышает психоэмоциональную устойчивость студентов, что дает основание для рекомендации разработанной методики в учебно-педагогический процесс двигательной подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России.