Научное направление: «Инклюзивная социально-культурная деятельность»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
1.Понятие, теоретико-методологическая основа, сущность и направление инклюзивной социально-культурной деятельности.
Инклюзивная социально-культурная деятельность – это социально ориентированная работа педагога по выявлению, сохранению, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры в процессе формирования и развития личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Теоретико-методологической базой исследования по данного направления являются труды по вопросам: социально-культурной деятельности ( М.А. Ариарского, Ю.Д. Красильникова, Н.Н. Ярошенко и др.); социально-культурной реабилитации (Т.Т. Киселевой, Ю.С.Моздоковой, Т.В.Гудиной и др.); развития личности как следствия специфических отношений между людьми, которые формируются в пространстве социальных связей (Г. Зиммель, Дж. Г. Мид, Ч. Кули и др.); развития личности с нарушениями (JI. C Выготского, В.И. Лубовского, H.H. Малофеева и др).
Сущность инклюзивной социально-культурной деятельности заключаются в ее направленности непосредственно на активное функционирование личности с ОВЗ в инклюзивной социальной среде и вне ее, на формирование социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах общества. Направление СКД в инклюзивной практике включает социально-педагогические и административно - управленческие функции. Последние предполагают: создание благоприятной культурной среды для лиц с ОВЗ; их вовлечение в мир культуры; стимулирование познавательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры с привлечением механизмов системы инклюзивного образования.
Инклюзивная социально-культурная деятельность как научно-образовательное направление в системе знаний.
1.Понятие, теоретико-методологическая основа, сущность и направление инклюзивной социально-культурной деятельности.
Инклюзивная социально-культурная деятельность – это социально ориентированная работа педагога по выявлению, сохранению, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры в процессе формирования и развития личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Теоретико-методологической базой исследования по данного направления являются труды по вопросам: социально-культурной деятельности ( М.А. Ариарского, Ю.Д. Красильникова, Н.Н. Ярошенко и др.); социально-культурной реабилитации (Т.Т. Киселевой, Ю.С.Моздоковой, Т.В.Гудиной и др.); развития личности как следствия специфических отношений между людьми, которые формируются в пространстве социальных связей (Г. Зиммель, Дж. Г. Мид, Ч. Кули и др.); развития личности с нарушениями (JI. C Выготского, В.И. Лубовского, H.H. Малофеева и др).
Сущность инклюзивной социально-культурной деятельности заключаются в ее направленности непосредственно на активное функционирование личности с ОВЗ в инклюзивной социальной среде и вне ее, на формирование социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах общества. Направление СКД в инклюзивной практике включает социально-педагогические и административно - управленческие функции. Последние предполагают: создание благоприятной культурной среды для лиц с ОВЗ; их вовлечение в мир культуры; стимулирование познавательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры с привлечением механизмов системы инклюзивного образования.
2.Функции инклюзивной социально-культурной деятельности: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, осуществляемые с учетом основ специальной и коррекционной педагогики.
3.Учреждения и организации инклюзивной социально-культурной сферы.
Государственно-общественные, ведомственные и межведомственные, коммерческие и некоммерческие досуговые центры, характеризующиеся рядом общих исходных функциональных особенностей: создающие зоны досуга для лиц с ОВЗ.
4.Субъекты и перспективы развития инклюзивной социально-культурной деятельности.
К субъектам инклюзивной социально-культурной деятельности могут относиться социально-культурные институты, учреждения и организации, организующие адаптивную среду для лиц с ОВЗ , с помощью которых осуществляются накопление и трансляция культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение объема культурологических знаний, рекреационная деятельность .В силу недостаточной изученности инклюзивной социально-культурной деятельности, актуальности педагогического поиска в деле оптимизации готовности государственных и образовательных институтов к практике инклюзивного образования и воспитания лиц с ОВЗ, дальнейшие исследования в данном направлении представляются целесообразными и перспективными.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1.Богатырева С.Н., Казиахмедова С.Х., Киреева И.А. Межкультурное взаимодействие студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы с позиции регионоведческого подхода : монография / С.Н. Богатырева,С.Х. Казиахмедова, И.А. Киреева. — Москва : МГГЭУ, 2015. — 179 с.
В монографии исследуются концептуально-методологические основы процесса подготовки к межкультурному взаимодействию студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях регионализации образования ; раскрыты структура и содержание воспитательной деятельности педагога при обучении иностранному языку в рамках внеаудиторной работы вуза; сформулированы организационно-педагогические условия эффективной подготовки к межкультурному взаимодействию студентов как основы социальной адаптации в современном обществе; определены педагогические возможности социально-культурной деятельности преподавателей вуза во внеучебной работе на факультетах иностранных языков. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель подготовки к межкультурному взаимодействию студентов с ОВЗ в рамках учебно-воспитательного процесса в вузе, включающая средства социально- культурной деятельности региона.
Монография адресована научно - педагогическим работникам высших учебных заведений, изучающим основы теории, методики и организации социально-культурной деятельности, межкультурной коммуникации, социологии, психологии и методики преподавания иностранных языков и культур.

2.Киреева И.А., Фомичева М.П. Специфика формирования общей культурной компетентности студентов с ОВЗ при овладении иностранным языком//Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей I X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». –2017. – С.54-57.
В статье рассматривается проблема формирования общей культурной компетентности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при овладении иностранным языком, с учетом специфики инклюзивного образования и поиск путей ее решения. Особую роль в статье играет методологическая основа процесса формирования общей культурной компетентности студентов с ОВЗ как фактор оптимизации при овладении иностранным языком.

3.Апанасюк Л.А., Киреева И.А., Ильина Т.В. Фoрмирoвание межкультурнoй кoмпетентнoсти студентов с ОВЗ в прoцессе сoвершенствoвания профессионально ориентированного инoстраннoгo языка : монография / Л.А. Апанасюк, И.А. Киреева, Т.В. Ильина. — Москва : РУСАЙНС, 2018. — 182 с.
В мoнoграфии исследуются научно-педагогические и метoдoлoгические oснoвы прoцесса фoрмирoвания межкультурнoй кoмпетентнoсти студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), раскрыты oсoбеннoсти структуры и сoдержания практической деятельнoсти педагoга в условиях инклюзивного высшего образования, сфoрмулирoваны oрганизациoннo-педагoгические услoвия эффективнoгo фoрмирoвания межкультурнoй кoмпетентнoсти как oснoвы прoфессиoнальнoгo твoрчества студентов с ОВЗ, oпределены педагoгические вoзмoжнoсти междунарoднoй деятельнoсти инклюзивного вуза, теoретически oбoснoвана и экспериментальнo прoверена мoдель фoрмирoвания межкультурнoй кoмпетентнoсти студентов с ОВЗ в прoцессе сoвершенствoвания профессионально ориентированного инoстраннoгo языка.
Мoнoграфия адресoвана научнo - педагoгическим рабoтникам высших учебных заведений, изучающим коррекционную педагогику, oснoвы теoрии и метoдики oбучения инoстраннoму языку,межкультурную кoммуникацию, сoциoлoгию и психoлoгию.