Научное направление: «Рефлексивная психология, акмеология и педагогика развития творчества»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Основатель и руководитель данного научного направления Семенов И.Н. вышел из обще-психологической научной школы МГУ А.Н. Леонтьева-П.Я. Гальперина, системной методологии Г.П. Щедровицкого-Н.Г. Алексеева, истории психологии и науковедения М.Г. Ярошевского-Я.А. Пономарева. Проф. Семенов И.Н. исследовал философско-методологические, историко-научные, теоретико-экспериментальные и практико-организационные проблемы психологического изучения рефлексивности творческого мышления и развития профессионализма креативной личности в социокультурном контексте психологического обеспечения научного и художественного творчества, инновационного обучения, психотерапии, психоконсалтинга, управления и гуманизации среднего, вузовского и профессионального образования. Он – создатель оригинальной научной школы: под его руководством в МГУ, ПИ РАО, РАГС, НИУ ВШЭ, УРАО, ТГУ защищено 30 диссертаций (среди них 2 докторских). В прикладном плане разработаны: логико-психологические средства нормативного анализа решения творческих задач, методологические средства анализа и типологии концептуальных схем деятельности в эргономике; рефлетехнологии проектирования развития творческого мышления и креативной личности в непрерывном образовании. С методологических позиций инновационного акмеолого-психологического подхода дидактически обобщены: историко-научные предпосылки, теоретические основы, исследовательские методы, экспериментальные достижения и прикладные рекомендации в такой новой области человекознания, как акмеология диагностики и оптимизации профессиональной деятельности специалистов и управленцев в сфере госслужбы и предпринимательства в контексте развития интеллектуально-личностных ресурсов человеческого капитала.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1) Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. Монография. М. НИИОПП АПН ССР. 1990. С методологических позиций инновационного рефлексивно-психологического подхода выдвигаются актуальные проблемы изучения продуктивного мышления на теоретико-экспериментальном материале решения "задач на смекалку". Разработан новый логико-нормативный метод содержательно-смыслового анализа дискурсивного поиска решения творческих проблем. Предложена и экспериментально верифицирована концептуальная модель творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях.
2) Семенов И.Н., Болдина Т.Г. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. Международная коллективная монография. Ногинск. Аналитика Родис. 2011. На основе разработки и обоснования инновационного проектно-исследовательского подхода к изучению учебной деятельности изучены ее психологические механизмы и рефлексивные закономерности, построены диагностические и развивающие рефлетехнологии обучения и воспитания учащихся дошкольников школьников студентов и профессионалов (в т.ч. учителей) как субъектов непрерывного образования.;
3) Семенов И.Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. М. Ин-т развития им. Г.П. Щедровицкого. 2014. С позиций системного подхода в человекознании разработаны системно-методологический и рефлексивно-персонологический подходы к науковедческому изучению психологии научного творчества. Средствами этих подходов показана эвристическая роль их взаимодействия в процессе становления российской психологии научного творчества и инновационного образования. Построена рефлексивно-персонологическая типология творческой индивидуальности ряда ведущих методологов и психологов как субъектов научно-творческой деятельности второй половины ХХ – начала ХХI вв., научные труды которых составляют выдающиеся достижения российского человеческого капитала.