Научное направление: «Психолого-педагогическая парадигма Теории поколений»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Родоначальниками Теории поколений являются демограф и экономист Нейл Хоув (Neil Howe) и историк Вильям Штраус (William Strauss). В 1991 году они представили миру свою книгу «Поколения. История будущего Америки», в основу которой легло изучение базовых ценностей людей.
По мнению исследователей, каждое поколение отличается от предыдущих и последующих своими жизненными ценностями и уникальной комбинацией только ему присущих качеств и особенностей.
По выводам Хоуфа и Штрауса основные жизненные ценности и установки поколения формируются до 10-12-лет, в детском доподростковом возрасте - в период, когда мировоззрение только закладывается. Поколенческие ценности являются, в конечном счёте, следствием экономической, политической и культурной модели общества. На их формирование влияют:
• исторические события глобального масштаба (война, полет человека в космос, цунами и др.);
• политическая и экономическая обстановка в мире и в государстве проживания;
• научные открытия и технические новинки, которые потрясли мир (паровая машина, пенициллин, управляемый термоядерный синтез, интернет,…);
• государственная идеология и целеполагание: что общество ожидает от гражданина;
• культурная среда: доминирующие направления, тренды, особенности и традиции;
• жизненное и бытовое окружение ребенка: как устроена домашняя жизнь;
• семейный уклад и традиции, принятые в стране и в регионе в данный исторический период;
• роль семьи и личности в обществе;
• дошкольное воспитание и педагогические модели, приветствующиеся в социуме в данный период: как принято воспитывать детей, какие педагогические подходы являются доминирующими (авторитарное воспитание, демократичное, либеральное, гендерное и пр.);
• школьное образование: чему и как учат, как спрашивают, как оценивают, какие требования выставляют;
• дефицит: то, о чем ребенок мечтал, и чего ему не хватало в детстве (в 1910-х годах дети России чаще всего мечтали о еде, а в 2010-х – о смартфоне);
• герои и кумиры: на кого дети равняются, в кого играют и на кого хотят быть похожими (Чапаев или Штирлиц, Супермен или Человек-Паук);
• игры, книги, фильмы и развлечения: лучше всего тебя понимает тот, кому в детстве читали те же сказки.
Теория поколений - это уникальное мультидисциплинарное исследование. Тут задействованы психология, педагогика, социология, экономика, политология, история, культура и другие науки. Но сегодня основной упор изысканий делается именно на общественно-экономические стороны жизни человека, упуская тот непреложный факт, что ценности поколения формируются в первую очередь в детском возрасте в семье.
Новое научное направление «Психолого-педагогическая парадигма Теории поколений» рассматривает Теорию поколений с малоисследованной психолого-педагогической стороны и с новых точек зрения: семья и взаимоотношения ее членов; бытовые стороны жизни; государственная система образования и воспитания; применяемые воспитательные теории и подходы; детские мечты, развлечения, книжки и игрушки.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
. Иванова А.Д. Центениалы в современном цифровом мире: психолого-педагогические особенности развития // Информационные технологии обеспечения комплексной безопасности в цифровом обществе. - Матер. Всеросс. молод. научн.-практ. конф. с межд. уч. (7-8 июня 2018 г.). – Уфа: Изд-во БГУ. - 2018. - с. 53-58.

В работе рассмотрены отличительные психологические особенности центениалов - первого поколения нового цифрового мира. Раннее знакомство с виртуальным миром может приводить к неразвитости социальных навыков в играх и общении. «Детоцентричность» современной семьи порождает завышенные требования к окружающим и, одновременно, некритичное отношение к себе. Легкость и доступность поиска любой информации в интернете порождает иллюзию невостребованности получения базовых знаний и поверхностность мышления.

2. Иванова А.Д. Метаморфозы института семьи: от поколения беби-бумеров до поколения миллениалов // Гендерные режимы современного общества: мозаика сценариев маскулинности и феминности: сб. матер. Междунар. науч.-практич. конф./ под общ. ред. И.В. Фроловой. – Уфа: Диалог, 2019. – с. 35-43.

В статье рассматривается деградационные трансформации института семьи в западном мире и в России, начиная с конца 1940-х годов и до сегодняшних дней. Рассматриваются изменения, происходящие в брачно-семейных отношениях разных поколений: поколения Беби-бумеров, поколения Х, поколения Y и поколения Z.

3. Иванова А.Д. Последние комсомольцы 1980-х. Психологический портрет поколения Х // Государственная молодежная политика: исторический опыт и современные перспективы / Сб. мат. республ. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию ВЛКСМ, 29 октября 2018 г. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. – с.7-9.

В работе рассмотрены отличительные психологические особенности поколения Х - последнего советского поколения, участвовавшего в октябрятских, пионерских и комсомольских организациях. «Иксы» обладают хорошим образованием и большим жизненным опытом, позволяющими находить истинные причины и следствия, объективно оценивать и достоинства СССР, и проблемы позднесоветского периода.

4. Иванова А.Д., Муругова О.В. Поколение Z – пилотное поколение цифрового мира // Поколение Z: социальный характер, идентичность и ориентации современных подростков: сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием - Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – с. 84-91.

В статье подробно рассмотрены, какие именно «цифровые» возможности играли ключевую роль в жизни поколения Z. Выясняется, как под влиянием перечисленных «цифровых» возможностей у поколения Z проявляются определенные культурные особенности, свойственные именно им.

5. Иванова А.Д., Камалетдинова Р.Р., Тефанов В.Н. Восприимчивость к учебному материалу студентами разных поколений // Молодежный вестник УГАТУ. – Уфа: ФГБОУ ВО УГАТУ, 2020. – №2 (23) – С. 171-175.

Существует проблема понимания учебно-методического материала студентами разных поколений. В зависимости от этого необходимо применять к ним разные подходы: в подаче материала, в контроле знаний.

6. Иванова А.Д., Муругова О.В., Иванов С.В. Поколение "центениалов" о профилактике экстремизма (по материалам качественного исследования) // Молодежный экстремизм: современное состояние и методы противодействия. - Матер. Всеросс. научн.-практ. конф. (г. Уфа, 25-27 апреля 2018 г.). – Уфа: Мир печати. - 2018. - с. 373-379.

Объект исследования - изучение точки зрения современного молодого поколения на государственную молодежную политику и на методы агитации и пропаганды. Показано, как современная молодежь отличается от предыдущих поколений и как изменилось мировоззрение молодого поколения, и какие требования они предъявляют к воспитательной работе.