Научное направление: «Исследования субъектной природы «я»; дифференциальные и интегральные методы и принципы такого изучения и «связей» с субьектностью.»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Исследования субъектной природы «я» (субъектности «я»), дифференциальные и интегральные методы и принципы такого исследования и связей с субьектностью» Что такое «Я»? - Этот вопрос «преследует» человека (и человечество) всю его жизнь и историю. И не то, чтобы мы тут попытались полностью ответить на него, – но, в данном направлении исследований, о котором будет рассказано ниже, есть перспектива и несомненный, определённый прогресс. С его помощью довольно успешно разрешается и осуществляется определённый специфический подход, который позволяет серьезно продвигаться в направлении исследования «Я». (А также, что может быть не менее важно, он дает импульс и вектор для дальнейших, надеюсь, не менее успешных, исследований). На сегодняшний день в рамках данного подхода есть явное продвижение и вдохновляющие успехи в реализации и понимании того, что такое сущность «Я». Этот подход, или направление, называемое «исследование субъектной сущности», или «исследования субъектности как таковой», - является сейчас уже отнюдь не только сугубо теоретическим, но дает (уже сегодня) и обещает и далее в перспективе давать специфические практические результаты. (И разрабатывать свои специфические методические принципы и практические рекомендации). Особенностью подхода является следующее. Если говорить кратко, то все восприятия - в самом широком, общем смысле этого слова (в том числе и сами - любые - исследования как таковые), - так называемые «внешняя» и «внутренняя» (психическая) реальность, - все они могут быть подразделены на исследования и восприятия объекта, и восприятия субъекта. (Значения этих слов будут сейчас разъяснены ниже). Субъект: – это тот, кто эти исследования (и, вообще, все «восприятия») воспринимает. Иногда в этой связи говорят о наблюдаемом и наблюдателе. Но это (сведение субъекта лишь к «наблюдателю»), не смотря на то, что позволяет более легко понять суть вопроса, является лишь частью «функций» его, субъекта, как такового. В определённой степени – ограничением. Правильнее говорить, с одной стороны, - об объекте (то, что мы наблюдаем или воспринимаем), и о воспринимающем субъекте, - с другой. (О том, КТО воспринимает). Можно выразить это и другими словами: Есть то, ЧТО наблюдаем (в более широком смысле – воспринимаем), и есть тот, КТО это воспринимаемое воспринимает, (ощущает и т.д.). Другими словами, есть объекты восприятия, а есть воспринимающий субъект. Принципиальная разница между ними, в частности, заключается в том, что на любой объект, в принципе, можно «посмотреть» со стороны, услышать, воспринять, и т.д., - другими словами, так, или иначе, - отнестись к нему как к внешнему объекту, как к чему-то внешнему. Это же относится и к телу с его проявлениями, и к «обычным» психическим процессам - тоже. Таким, как эмоции, ощущения, мышление и т. д. (Тем, которые «традиционно» относятся к понятию «внутреннего» мира, они тоже «объекты» - ведь на них можно «посмотреть» и воспринять внутренним «видением», как бы со стороны). Но это все объекты. А СУБЪЕКТ восприятия, воспринимающий – это тот, кто все это воспринимает. На него принципиально невозможно взглянуть со стороны, подходить к нему и исследовать так же, теми же средствами, использовать те же подходы и методы, которые используются при контакте с объектами. Объектами любого рода. В отличие от всяческих объектов, Им - этим субъектом, субъектностью, - можно только быть. Можно сказать, что, как объект, он не существует. Но как специфический субъект, Субъектность он существует несомненно. Это другой тип бытия. И понятно, что наше «я», Вы своей истинной, глубинной сущностью, являетесь именно таким субъектом, представителем субъектности. Потому, что на него невозможно «посмотреть», – именно потому, что он смотрит сам. Другими словами, для исследования, общения и т.д. субъекта нужны совершенно особые методы и подходы. Отличающиеся от исследования и взаимодействия с миром объектов. Это принципиальное положение. (И, в частности, большую роль тут играют методы интроспекции, но - интроспекции особого, «субъектного» рода). Такое понимание позволило продвинуться вперёд и обнаружить субъекта как такового, и даже, в какой-то мере, вступить в контакт с субъектом как таковым. Кроме того, имеется определённый прогресс в том, что касается и влияния субъекта на нашу «объектную» реальность. Речь идёт, в том числе, и о разработке определённых методов такого контакта и влияния. Все эти исследования представляются чрезвычайно важными, перспективными и интересными. В заключение хочется повторить ещё раз, что каждый из нас является, по своей природе, таким субъектом. Помимо теоретической ценности этого факта, следует заметить, что, поскольку мы являемся в своей глубине субъектами такого рода, нас вряд ли могут полностью удовлетворить или сделать счастливыми достижения и реализации, принадлежащие только миру объектов. Мы всегда будем ощущать некоторую недостаточность и неполноту. Ощущать, пока не сможем также реализовать себя как некто из «мира» субъектов, субъектности, - существа субъектной природы. Теперь несколько слов о методах. Дифференциальные методы приближения и обнаружения к субъективности (субъектности) - это методы, использующие принципиальное отличие ее от всего существующего ( мира объектов). Интегральные же методы - это методы, реализующие и использующие контакт и взаимное влияние субъектности и мира объектов.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Краткая аннотация в связи с рассматриваемой темой книги «Ученик привратника» ( первое издание: Арье Бродкин «Ученик привратника» - СПб., Академический проект, 2003. ISBN 5-7331-0189-X): Тема субъектного «я» и его поиска, включая ряд практических методов и принципов, связанных с этим, рассматривается, в основном, в главе 13 «Об осознании себя». Сначала ставится и обсуждается сама проблема поиска и понимания, что такое «я»; - исходя как из духовно - религиозных источников, так и на основе философского и психологического дискурса. Потом осуществляется переход к необходимости поиска и реализации именно субъектного «я», субъектности как таковой, как особой формы бытия. Рассматриваются некоторые общие и практические принципы поиска этой формы. В основном для этого предлагаются специфические методы специальной интроспекции, направленной именно на «отсоединение» привычки помещать внимание только и исключительно на мир объектов. Предлагается ряд методов, которые могут позволить «ощутить» и воспринять мир субъектности. В заключительной части главы приводится группа психологических упражнений (методов), которые могут позволить обнаружить и, даже, в какой-то мере, пользоваться субьектностью в связи с самопознанием, развитием, и т.д. Также тема субъектности косвенно встаёт и рассматривается в главе 1 - «Об искренности».



2. Краткая аннотация книги автора « Серебристое крыло мелькнувшей птицы». Эта книга вышла как вторая часть сборника А. Бродкина «Введение в духовную практику еврейской медитации» (Санкт-Петербург, Академический проект, 2005, ISBN 5-7331-0330-2). Проблемам и вопросам, связанным с субьектностью, субъектным (субъективным) «я», их связи с классическими понятиями духовности и миром объектов посвещена значительная часть книги “Серебристое крыло мелькнувший птицы “. Разобраны принципы обнаружения субъектного «я» и субъектности, а также их возможные связи с вопросами поиска близости Б-га и вопросами религии. Также даны ряд методов поиска и работы с субъектным, приведены примеры такой работы психотерапевтического и духовно - терапевтического характера. Сделана попытка соотнесения «структуры» и сущности субъекта и сущности аспектов бытия Б-га. С другой стороны, довольно подробно рассматривается вопрос возможной связи субъекта, и исследователя как субъекта, с миром объектов, в том числе и с точки зрения возможного слияния субъекта и объекта. Затронуты вопросы, связанные с мышлением, эмоциями, телом, и др., с одной стороны, - и субъективностью (субъектностью). А также о взаимном влияние их друг на друга.
3. Краткая аннотация в связи с рассматриваемой темой книги автора «Совершенствование и одухотворение мышления. Поворот к дороге праведности “ (Иерусалим, 2014. ISBN 978-965-7392-61-4). Эта книга посвящена, в основном, совершенствованию мышления, - также, как и «надмыслительным» процессам и явлениям; связи между чисто духовным, субъектным, мыслительным, эмоциональным, материальным. Серьезное место отведено и рассмотрению вопросов, связанных с субъектностью как таковой, - и с субъектным «Я». Приводится большое количество практических упражнений и методов, которые позволяют обнаружить существование субъектности и субъектного «я», – а также на практике «использовать» субъектность и субъектное «я» для развития, а также совершенствования своих психических процессов и функций; – в первую очередь, мышления разного уровня и типов, - и процессов, так, или иначе, связанных с мышлением. Также рассмотрены некоторые методы, которые можно отнести как разделу «общения с субъектным» и переносом влияния этого субъектного (в первую очередь, влияния субъектного «я») на объекты, в первую очередь, на психическую реальность. Предлагаемые в данной работе подходы и методы являются относительно «продвинутыми», и предполагают более - менее серьезный уровень предварительныйподготовки того, кто будет эти методы осуществлять. В первую очередь, речь идёт о специфических методах интроспекции, в том числе, и в аспекте поиска и контакта со своим (а, возможно, и не только своим) «я» - субъектом. В каком то смысле, это книга для «профессионалов» в области работы с психическим. Если говорить о рассматриваемой теме - в первую очередь, для тех, кто уже умеет находить и налаживать связь со своим субъектом «Я». В книге приведено большое количество практических методов, подходов, и упражнений такого «относительно продвинутого» характера (в основном, «интегральных»). Особенностью данной работы является то, что, - помимо обнаружения существования и бытия субъектного «Я», – упор делается на связи, контактах и влиянии субъектного на мир объектов. Как уже отмечалось выше, в первую очередь речь здесь идёт об объектах психической природы, таких как мышление, интуиция, в какой-то мере, эмоциональная сфера, а также тело. Говорится также о возможности преобразования этих психических и, в какой-то мере, психофизиологических функций с помощью влияния субъекта «Я». На сегодняшний день, это, несомненно, один из передовых рубежей. Особое место в данной книге уделено практическим аспектам применения приведённых методов в психотерапии, развитии личности. А также при решении ряда встающих перед человеком проблем. Затрагиваются и вопросы, аспекты, связанные со взаимодействием между сознанием, в том числе и субъектным, с областью бессознательного. В книге также определённое место отведено связям рассматриваемых вопросов и проблем с традиционными духовными источниками (некоторыми текстами классической духовной литературы).