Научное направление: «Социально-образовательная среда вуза как интегрированное поле для развития и профессионального становления будущих учителей»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной науке существует несколько подходов к пониманию феномена профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение предполагает избирательное отношение человека к многообразию существующих профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, а также осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий общества. В своей работе мы хотим показать, как организуется и осуществляется работа со студентами естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета преподавателями кафедры химии, географии и методики их преподавания, которая направлена на профессиональное самоопределение выпускников, будущих учителей. Главным принципом реализации данного направления деятельности кафедры, является профессиональная организация учебной работы студентов, помощь в их научно-исследовательской деятельности методического, организационного, воспитательного и практического характера, направленная на возможность адаптации каждого студента к будущей профессии учителя, т.к. современное общество вызвало необходимость модернизации образования, предъявило новые требования к качеству подготовки учителей. Современному учителю недостаточно владеть комплексом базовых научных знаний, он должен быть подготовленным к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию.
В рамках нашего исследования рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации студентов выпускников педагогического вуза как специфического момента в становлении и развитии личности в процессе преддипломной педагогической практики. Раскрыты основные подходы к разработке концепции по организации и функционированию процесса адаптации студентов в заключительный период обучения. Охарактеризована программа социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-выпускников в рамках прохождения преддипломной педагогической практики, разработанная профессорско-преподавательским составом кафедры химии, географии и методики их преподавания естественно-географического факультета.
Научно-практическое взаимодействие образовательных учреждений является системой, которая позволяет реализовывать комплексные цели и задачи в области педагогики и психологии, в частности в сфере реализации средового подхода к обучению студентов. При рассмотрении процесса сотрудничества как комплексного явления, необходимо отметить, что все участники такого взаимодействия имеют положительные эффекты от этого процесса. В нашей работе рассмотрен опыт взаимодействия трех образовательных организаций Самарской области - ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», ГБОУ ДПО ЦПК «Кинельский Ресурсный центр» Самарской области и ГБОУ ДПО ЦПК «Сергиевский Ресурсный центр» Самарской области. Сотрудничество организаций может осуществляться в более чем 20 направлениях деятельности данных образовательных организаций - банк педагогического опыта, проведение совместных конкурсов различного уровня, рецензирование рабочих программ преподавателей, публикация научно-методических работ и т.д. В рамках сотрудничества данных организаций формируются психолого-педагогические и социальные условия, способствующие развитию и формированию профессиональных компетенций студентов. Участие студентов во всех совместных мероприятиях, проводимы и организуемых в рамках сотрудничества способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей как субъектов образовательной среды, которые живут в современных условиях глобализации и являются всесторонне развитыми, творческими личностями.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1) Bobkova E.Y., Korobejnikova E.V., Birina O.V., Nelyubina E.G., Safina L.G. HE CONCEPTUAL ASPECTS OF THE INNOVATIVE FORMAT OF THE DISTANCE LEARNING SYSTEM WITHIN MODERN CONDITIONS OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM INFORMATIZATION Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S3. С. 131-139.

2) Nelyubina E.G., Safina L.G., Panfilova L.V., Kazantsev I.V., Molchatsky S.L., Stepanova E.S., Ibrahimova S.A. IN-UNIVERSITY QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF EDUCATION BASED ON THE COMPETENCE APPROACH
International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. С. 165-171.

3) Нелюбина Е.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ// Поволжский педагогический вестник. 2017. Т. 5. № 2 (15). С. 37-42.

4) Нелюбина Е.Г., Панфилова Л.В., Сафина Л.Г. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА// Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 30-33.