Научное направление: «Проблематика мультикультурализма в контексте патриотического воспитания»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
1.Понятие.
Одним из важных аспектов анализируемой проблемы является сохранение культурной тождественности и развитие патриотических качеств личности в условиях глобализации образования посредством технологий социально-культурной деятельности. Глобализация является многоаспектным и сложным явлением и включает в себя как привлекательные, так и отталкивающие грани. Последними являются вестернизация культур и утрата национальной самобытности личности. Параллельно с этим цивилизация столкнулась со многими проблемами, обусловленными мультикультурными процессами, столкновением этнических и конфессиональных интересов, борьбой тех или иных групп за социальное равенство, возможность открыто выражать чувства национальной идентичности. Разрешение этой проблемы является предметом широких политических, общественных, научных дискуссий.
2.Концептуальная основа.
Концептуальной основой проблематики мультикультурализма в контексте патриотического воспитания являются труды по вопросам: социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Ю.Д. Красильников, Н.Н. Ярошенко и др.); проблем диалога и взаимодействия культур ( М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.В. Бромлей и др.); проблематики мультикультурализма в контексте глобализации (Э. Гидденс, Ю. Красин, Н. Покровский и др.); проблем мультикультурного образования и воспитания (А.Н. Джуринский, B.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и др.).
3.Сущность и направление проблематики мультикультурализма в контексте патриотического воспитания.
Сущность нового научного направления состоит в том, что его разработка способствует решению научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение, и поиску эффективных методов патриотического воспитания личности посредством технологий социально-культурной деятельности, укреплению гражданского и духовного единства российской нации, социально-культурной интеграции, адаптации и социализации представителей различных культур; выявлению потенциала социально-культурной деятельности в патриотическом воспитании, состоящего в интеграции ресурсов заинтересованных субъектов досуговой деятельности и в создании особой педагогической среды, обеспечивающей саморазвитие и самоактуализацию личности, включение ее в активный межкультурный диалог, культуросообразное и полисубъектное творческое взаимодействие. Направление проблематики мультикультурализма в контексте патриотического воспитания рассматривается как целенаправленно организованное досуговое, многоплановое, полисубъектное, межкультурное партнерское взаимодействие и сотворчество студентов, осуществляемое на основе создания в вузе особого этнотолерантного и культуротворческого пространства, реализации гуманистической, культуросообразной, событийно-насыщенной воспитательной среды, предполагающей оптимизацию отечественных воспитательных систем в условиях мультикультурного образования.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Разумовская Е.А., Апанасюк Л.А., Казиахмедова С.Х., Киреева И.А. Процесс инкультурации студенческой молодежи при овладении иностранным языком: монография. Москва, 2017. – 106 с.
В монографии исследуется инкультурация как процесс придания личности общей культурной компетентности; раскрыты сущность процесса инкультурации и концептуальные подходы к исследованию языкового (лингвистического) пространства индивида; выявлены и установлены изменения общей культурной компетентности студенческой молодежи при овладении иностранным языком, а также роль англоамериканских заимствований в культуре повседневности; представлен анализ процесса инкультурации студенческой молодежи при овладении иностранным языком на основе методики исследования изменений общей культурной компетентности. Практически обоснованы и экспериментально подтверждены результаты процесса инкультурации при овладении иностранным языком, с учетом особенностей влияния англоамериканских заимствований на культуру повседневности студенческой молодежи. Монография адресована научно-педагогическим работникам высших учебных заведений, изучающим теорию межкультурной коммуникации, а также основы теории, методики и организации социальнокультурной и педагогической деятельности.

2. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. Тамбов, 2014. – 527 с.
В монографии представлены теоретико-методологические основы профилактики ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельности. Автор приводит междисциплинарный анализ проблемы профилактики ксенофобии в студенческой среде, исследует воспитательный потенциал социально-культурной деятельности в профилактике ксенофобии в студенческой среде. С позиций социально-политического, психолого-педагогического и социально-культурных аспектов рассмотрены существующие проблемы профилактики ксенофобии в молодежной среде. Отдельно представлена концепция, модель и авторская технология профилактики ксенофобии в студенческой среде.
Монография содержит результаты многолетнего научного исследования автора и предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков социально-культурной деятельности.

3. Апанасюк Л.А. Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству / Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 66-69.
Необходимость выхода в международное образовательное пространство - задача, которая в настоящее время стоит перед вузами Российской Федерации. Составляющей частью этого является привлечение иностранных студентов для обучения в России. В данной статье поднимается вопрос оптимизации качества подготовки студентов-иностранцев к межкультурному сотрудничеству. В условиях учебно-воспитательной деятельности в системе высшего профессионального образования оптимизации качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству требует поиска комплексных, наиболее эффективных и адекватных возрастным особенностям молодежи подходов, технологий, форм, методов и средств, направленных на развитие их субъектности, способности самостоятельно реализовать толерантное отношение к инокультурному окружению в своей деятельности. На современном этапе развития образования в процессе становления личности студента приоритетную роль должна играть сама личность, стремление студента изучить и осмыслить опыт интеркультуры образования. В исследовании системный подход к оценке зарубежного опыта учебно-воспитательной работы предполагает рассмотрение как аспектов интеркультуры образования, так и целостной системы межкультурного сотрудничества в сфере образования. В статье показан набор условий и аспектов учебно-воспитательной деятельности в системе высшего профессионального образования, адекватных реальному процессу межкультурного сотрудничества студентов, который позволит адаптироваться иностранным студентам и педагогам к практике межкультурного сотрудничества в период обучения в вузе. Автор говорит о необходимости модели подготовки иностранных студентов в контексте межкультурного сотрудничества направленной на то, чтобы отечественные педагоги и иностранные студенты могли осуществлять международное сотрудничество в области высшего и дополнительного образования на базе региональных вузов.