Научное направление: «Педагогический дизайн и информационная агрегация этнохудожественных региональных констант образовательного софт-контента»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Сущность нового научного направления «Педагогический дизайн и информационная агрегация этнохудожественных региональных констант образовательного софт-контента». Информационная глобализация нивелирует локальные особенности культурных ландшафтов. Многократные ссылки не гарантируют достоверность. Данный фактор формирует определенную настороженность и опасение среди учёных, специалистов, педагогов-практиков многонациональной России. На современном этапе ярко выражена и поддержана на государственном уровне тенденция перехода от глобальной экономики к региональной. Социально-экономическое развитие регионов предполагает внедрение философии предпринимательства и подготовку новой плеяды графических дизайнеров, владеющих методами культурно-языковой технологии дизайна в процессе разработки печатного и медиа продукта. Это позволит разрабатывать новаторские формы информационно-рекламной привлекательности регионов с учетом локальных этнохудожественных и графических достижений. Впервые идея нового научного направления и этапы её реализации возникли в годы педагогической деятельности на Крайнем Северо-востоке России (1990–1998. Магаданская область, Чукотский автономный округ). Семинары показали, что в памяти мастериц и в музеях заботливо хранятся артефакты, выполненные вручную. Каждый артефакт является своеобразным кодом-сообщением от древних мастеров с помощью метафорических художественных или графических технических приёмов. Зона риска: единого научно-методического подхода к конструированию механизма агрегации софт-контента для студентов магистратуры не разработано. Перспектива. Новое научное направление создает условия для формирования мотивации студента магистратуры к патентованию авторской методики на основе квалификационного показателя «педагог-исследователь». Педагогический дизайн призван изменить подход к оценке поисковой деятельности студентов, сформировать мотивацию к агрегации уникальных артефактов в инфотаксон модуля. На федеральном уровне научное направление открывает вектор исследований в регионах и организацию лабораторий. Формирование локальных софт-контентов поможет дизайнерам разрабатывать оригинальные информационно-рекламные медиа с достоверными кодами художественного и графического наследия.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Ткалич С.К. Региональная художественная константа в дизайн-образовании: Монография. – М., 2006. 197 с. ISBN 5-94778-107-7. Обоснована необходимость внедрения новой педагогической технологии в подготовку творческих кадров. Представлен авторский подход к структурированию региональной художественной константы наследия. Предлагаются методы исследования и методы конструирования образовательного контента для студентов на примере изучения локальной территории крайнего Северо-Востока России.

2. Ткалич С.К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента России. Монография. – М: Издательский Дом МГОУ, 2011. 200 с.; илл. Обоснованы подходы к разработке универсальной модели профессиональной подготовки творческих кадров. Представлены принципы, методы, методические рекомендации и положения новой образовательной технологии на основе изучения национально-культурного компонента многонациональной РФ. Подробно изложен многолетний эксперимент по адаптации авторской модели в учебный процесс творческой кафедры.

3. Ткалич С.К. Дивергентная систематизация изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия: Монография. – М: ИИУ МГОУ, 2011. 114 с. Представлен опыт исследования художественных и графических особенностей на примере Крайнего Северо-Востока РФ. Реализован научный потенциал авторского дивергентно-семиотического метода. Представлена иерархия методов исследования этнохудожественного наследия и современной книжной графики.