Семенов Игорь Никитович
1. Семенов Игорь Никитович, доктор психологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», профессор кафедры общей и экспериментальной психологии.

2. Семенов И.Н. - автор концепции уровневой организации и рефлексивной регуляции мышления, которая выступает концептуально-методологической основой для познания и развития творчества. Впервые в науке он ставит и решает проблему типологии процессов рефлексии: теоретически (предложив модель их взаимодействия), экспериментально (верифицировав эту модель в комплексе исследований) и в прикладном плане (разработав психотехнологии творческого роста личности в рефлексивно-игровых тренингах). Другим фундаментальным вкладом Семенова И.Н. в теорию психологии стали его исследования по психолого-акмеологическим проблемам рефлексивности профессиональной деятельности и развития рефлексивной кульутры государственных служащих. Заслугой Семенова И.Н. является конструктивная разработка и последовательная реализация методологических принципов системного подхода применительно к психологическому анализу дискурсивного мышления и рефлексии. Созданная Семеновым И.Н. оригинальная психологическая теория вскрывает сущность рефлексии на онтологическом уровне. Достижения научной школы Семенова И.Н. вызвали интерес за рубежом (в США изданы 3 его статьи, а в Германии 4 монографии в издательстве Lambert) и в России его теория рефлексии и реализующие ее рефлетехнологии внедрены в практику основных ступеней непрерывного профессионального образования: дошкольного, школного, вузовского, профессионального дополнительного, а также в социальное управление и психолого-педагогическое и психотерапевтическое консультирование. На этой основе Семеновым И.Н. с сотрудниками ведутся междисциплинарные исследования в сфере рефлексивной методологии, психологии, персонологии, культурологии, акмеологии, педагогики.

3. Под его руководством защищено 29 кандидатских диссертаций, в т.ч.: 1) Серегин К.С. Связь рефлексии с понятийным мышлением подростков. М. НИУ ВШЭ. 2013; 2) Борискина А.А. Формирование нравственной позиции подростков в поликультурной среде школы. М. УРАО. 2011; 3) Двоеглазова М.Ю. Структура личностной рефлексии студентов. М. ГУ ВШЭ. 2008 4) Балаева А.В. Рефлексивная динамика продуктивности профессионально-творческой деятельности (на материале жизнедеятельности и трудов Н.Я. Пэрны). М. РАГС. 2004; 5) Лосев А.В. Формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций. М. ПИ РАО. 1997; 6) Советов А.В. Профессиональные различия в решении проектно-творческих задач. М. МГУ. 1987

4.СеменовИ.Н. научный консультант 2 докторских диссертаций: 1) Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. М. РМАТ. 2009; 2) Степанов С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами. 19.00.13 – психология развития, акмеология. М. РАГС.

5. Семеновым И.Н. опубликовано 517 научных работ, в т.ч. наиболее значимые: 1) Абульханова К.А., Деркач А.А., Семенов И.Н. и др. Аксеология. Серия: Учбники Российской академии государственной службы при Президенте РФ / Председатель Редакционного Совета Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев. М. РАГС. 2006; 2) Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М. Наука. 1990; 3) Тюльпанова О., Семенов И. и др. Методологические основания инновационной методической работы. Саарбрюккен (Германия). Lambert. 2013; 4) Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж. МСПУ. 2000; 5) Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М. РАГС. 2005; 6) Семенов И.Н. Человекознание техникознание и рефлетехнологии как средства развития мышления и творчества в инновационном образовании // Мир психологии. 2012. N 2. C. 247-260. 7) Semenov I.N. Milestones and logic of formation of reflexive psychology at then of XX-XXI centuries // Psychology. Historical-critical Reviews and Curant Researches. 2013. N3-4. pp. 52-75

6. Монографии Семнова И.Н.: 1) Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. М. Институт развития им. Г.П.Щедровицкого. 2014; 2) Рефлексивная психология инновационного образования. М. Наследие ММК. 2013; 3) Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования (в соавт.). Международная коллективная монография / Отв. ред.-сост. И.Н.Семенов, Т.Г.Болдина. Ногинск.: Аналитика Родис. 2011; 4) Проблемы рефлексивной психологии в решении творческих задач. М. НИИОПП АПН СССР. 1990; 5) Исследование рефлексивности и самореализации личности в сфере государственной службы (в соавт.). Брянск. ОРАГС. 2015 – 239 с.

7. Докторская диссертация: Семенов И.Н. Рефлексивная организация творческого процесса мышления. 19.00.01- общая психология. М.ПИ РАО.1992 (утверждена ВАК в 1993 г.).

8. Лауреат Премии Президента РФ в области образования (2000); Заслуженный деятель науки и образования (РАЕ); Член 2 докторских диссертационных советов (НИУ ВШЭ, УРАО); Академик: Российской академии естествознания, Европейской академии естествознания, АПСН, Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук, Международнойц академии гуманизации образования (МАГО); директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования (при МАГО); Научный руководитель гимнации N 1526 г. Москвы и Ресурсного центра при Департаменте образования Южного округа г. Москвы (педагогический коллектив этой гимназии награжден Премией Министерства образования и науки РФ за разработку и внедрение инновационных образовательных проектов в 2007 г.); главный редактор журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования»; член редколлегии 3 научных журналов; Кавалер медалей: имени Маршала авиации А.И.Покрышкина, «75 лет ДОСААФ-РОСТО», имени В.И.Вернадского (РАЕ), золотой метали «Элита российского образования»; Получатель грантов в РГНФ, РАГС, РАО, НИУ ВШЭ; награжден дипломами Фонда Российского образования и Российской академии естествознания. Соавтор ряда Пакетов компьютерных Программ, утвержденных ГОС ФАП СССР.