Воронкова Валентина Васильевна
С 1961 по настоящее время работает в системе образования: учителем малокомплектного класса детей с умственной отсталостью разного возраста в массовой общеобразовательной школе, логопедом в детской поликлинике г. Североморска Мурманской области, открыла там вспомогательную школу; воспитателем и учителем во вспомогательной школе г. Москвы, поступила в аспирантуру НИИ дефектологии АПН СССР. С 1967 года – младший, затем старший научный сотрудник НИИ дефектологии (в наст. время ИПК РАУ), в 1972 году защитила кандидатскую диссертацию, с 1968 года – заведующий лабораторией обучения и воспитания умственно отсталых школьников; с 1994 года – заместитель директора по научно-методической работе психолого-медико-педагогического центра «Детство» Департамента образования г. Москвы. В Академии социального управления Московской области (раннее Педагогической Академии последипломного образования) работает в течение 20 лет. В 2002 году защитила докторскую диссертацию по общей педагогике, истории педагогики и образования и по коррекционной педагогике (олигофренопедагогика и логопедия). В 2003 году ей присвоено звание профессора кафедры специальной педагогики м специальной психологии. До сентября 2016 года она возглавляла кафедру дефектологии, в настоящее время. является профессором кафедры специального и инклюзивного образования. В сфере научных интересов в настоящее время находятся вопросы теории и практики коррекционно-развивающего обучения детей с умственной отсталостью., других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по дефектологическим специальностям.

•Количество подготовленных учеников (кандидатов и докторов наук) – Подготовлены более 20 кандидатских и 3 докторских диссертаций по дефектологическим проблемам

•-Количество научных работ, патентов, свидетельств на изобретения, дипломов, грантов, наград. Автор около 200 научных работ - статей, методических рекомендаций, пособий, учебников, монографий, руководитель и автор учебных программ для школ, учебных пособий для вузов, программ повышения квалификации и переподготовки педагогов по дефектологическим специальностям.

Награды: Медаль „Ветеран труда”(1986), медаль «Лауреат ВДНХ СССР» (1989), медаль «В память 850-летия города Москвы»(1997),), нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2001), медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2003), памятные медали энциклопедий „Лучшие люди России” (2007) и «Who is who в России” (2012). За издание учебников и специальных пособий для школ награждена 1-й премией АПН СССР (1990) Премия губернатора Московской области (2014). На II Всероссийском съезде дефектологов удостоена памятного знака «За верность профессии» (2017 г.). Почетное звание «заслуженный деятель науки и образования» (2018 г., РАЕ).

1) Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов пед. ин-тов / Под ред В.В. Воронковой – М.: Школа=Пресс, 1994. -416 с. ISBN 5-88527-035-8, Авторского текста - 40%

2) Олигофренопедагогика: учеб пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. – М; Дрофа, 2009. -397 с. – (Высшее педагогическое образование). ISBN 078-5-358-05969-6. Авторского текста - 40%, весь методический аппарат, научное редактирование.

3) Воронкова В.В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка: монография. АСОУ, 2016. 200 с. ISBN 978-5-91543-190-3

4) В.В.Воронкова, Коломыткина И.В. Букварь. (Учебник. 1 класс: для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (умственно отсталых школьников). М.: Просвещение, 16 изданий,17 п. л. Авторских – 90%.

5) Комплект учебников под руководством В.В. Воронковой (Воронкова В.В. Русский язык, 2 класс, Воронкова В.В (в соавторстве)_Чтение, 2,3,4 и 8 классы) за создание которого авторский коллектив был награжден дипломами за прохождение 6 туров „Конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для специальных (коррекционных) школ”, проводимого совместно Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Учебники периодически переиздаются иэд. М.: Владос. Последнее издание -2017 г.

В разработанных учебниках практически реализуются экспериментальные данные, полученные в процессе изучения особенностей и возможностей овладения умственно отсталыми младшими школьниками техникой чтения, пониманием читаемого, фонетически правильным письмом и письмом по правилу, элементарным курсом грамматики.