RAE.RU
Энциклопедия
ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ
FAMOUS SCIENTISTS
Биографические данные и фото 16736 выдающихся ученых и специалистов
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?
 

Моисеева Людмила Владимировна
доктор педагогический наук, профессор

Научная школа: « Экологическая педагогика»

Биографические данные основателя научной школы

Основатель научной школы 2004г РАО РФ профессор кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства Института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" Моисеева Людмила Владимировна - доктор педагогический наук, профессор, заведующая кафедрой естествознания и методики его преподавания с 1991 по 2016гг. Кандидат биологических наук, 28 ноября 1988г ВАК СССР. Доцент с 1989г. ВАК СССР. Доктор педагогических наук с 26 декабря 1997 г., ДК № 01000154 ВАК РФ, Профессор с 17 февраля 1999 г., ПР №004513 ВАК РФ.

Научная школа основана в 1987г в результате проведения на базе кафедры Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию, а в 2004 г.на бюро УрО РАО официально признана Уральская научная школа экологического образования. В решении Бюро записано: "В Уральском регионе ведутся научные исследования в области экологической педагогики, имеющее большое значение для развития системы образования на современном этапе». В результате проведенной научно-исследовательской и опытно внедренческой работы определены основные теоретико-методологические подходы к формированию научного аппарата экологической педагогики и методические подходы к организации системы экологического образования на различных ступенях.

В соответствии со сформированной исследовательской научной позицией экологическая педагогика определена как отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования экологически здоровой личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.

Миссия научной школы - содействие развитию непрерывного экологического образования в регионе, создание в этой сфере единого информационно-методического пространства, объединение творческого потенциала преподавателей. Инициировать разработку новых педагогических средств, современных образовательных технологий, диагностических инструментов, призванных обеспечить формирование экологической культуры в сфере формального и неформального образования и просвещения широких слоев населения. Организовать консультационную поддержку всех участников эколого- образовательного процесса с помощью современных информационных технологий (компьютерный форум, дистанционное консультирование, сетевые проекты).Проводить регулярные научно-практические конференции по проблемам регионального экологического образования. Осуществлять подготовку и издание популярной, учебно-методической, научной литературы по экологическому образованию, охране окружающей среды, экологической культуре. Дальнейшее развитие научная школа получила в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», а в 2010 г кафедра получила грант на проведение Всероссийской научной школы "Педагогика и психология здоровья".

Динамика развития научной школы в настоящее время проявляется в расширении круга проблем, решаемых научной школой, в растущей потребности образовательных учреждений в результатах исследований научной школы, в признании данных результатов значимыми через посредство публикации их различными изданиями.

Достижения научной школы. Докторские диссертации, утвержденные ВАК РФ: Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Моисеева Людмила Владимировна. .Гончарова Елена Владимировна «Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования» 28 окт.2005. г.Сургут, Воронина Людмила Валентиновна, «Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования. ». 2012г. УрГПУ.

Кандидатские диссертации, выполненные под руководством Моисеевой Л.В.: Сенина Э. Э. : Педагогические условия реализации преемственности трудового обучения детей в образовательном комплексе «детский сад - школа». Телегина И. С., : Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой. Бронникова М. С.: Педагогические условия развития одаренных детей в процессе экологического образования дошкольников. Ворошилова В. М., : Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой. Степанова О. Ф., : Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства. Волкова Н. А., : Технология формирования экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера. Кшнясева Л. Л., : Развитие личностно значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования..Кузовкова Т. В., : Проектная организация школьного естественнонаучного образования как средство реализации эколого-аксиологического подхода. Иванова А. В.: Педагогический мониторинг становления экологической картины мира. Неволина В. А., : Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства. Иваненко М. А.: Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства. Игнатов С. Б., : Методические условия формирования эколого-правовой компетентности учащихся в процессе естественнонаучного образования. Самарина Е. Ф. Формирование эколого-социальной ответственности у студентов в процессе естественнонаучного образования. Михеева Е. В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования. Кривских О. Г. Формирование экологической картины мира средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию. Сажина С. Д. Проектирование содержания предшкольного образования на основе интеграции. Дядюн Т. В. Развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников в условиях инновационного пространства гимназии. А также Никитина Ю. Мартыненко А., Драчева Е, Вуколова Е.Г. , Климентьева О.В. , Сличная Н.И.

Организаторские способности, научно-педагогический опыт, талант исследователя, доброжелательность, требовательность и другие качества позволяют Л.В.Моисеевой направлять деятельность членов кафедры и диссертационного совета на высокие достижения в области подготовки кадров в системе высшего профессионального образования. В 1999г. награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ», (№ 08-498 от 15. 05. 1999г. В 2009г. «Заслуженный деятель науки и образования» Российской Академии Естествознания. В 2010г. как автор лучших коллективных изданий награждена дипломом «ЗОЛОТАЯ КАФЕДРА РОССИИ». Решением Президиума Российской Академии Естествознания 21 сен. 2011г. Моисеева Л.В. награждена дипломом серии «Золотой фонд отечественной науки». В 2011г. Моисеева Л.В.выступила с докладом-презентацией на тему «Уральский государственный педагогический университет в процессе реализации Болонского договора» на семинаре для VIP-сотрудников системы образования РФ в Дании в университете Роскильда «RUC» 3 ноября 2011г. выдан сертификат участника семинара. В рамках семинара для VIP-сотрудников системы образования РФ в Дании прочитана лекция «»«Экологическая педагогика: научная школа и практика образования в России». В ноябре 2014г Департамент Межрегионразвития совместно с Управлением образования Администрации г.Екатеринбурга на Евразийском конгрессе работников дошкольного образования признали Моисееву Л.В. "Лидером образования". 2015г. участник расширенного заседания «Проекты модернизации педагогического образования «Интеграционные процессы в педагогическом образовании: векторы развития». С 2016г. Почетный профессор УрГПУ. Участник ЭКОМАРАФОНА в 2017г год экологии в России..

Некоторые публикации представителей научной школы:

Моисеева Л.В. является автором более 390 научных работ, из них более 30 монографий, учебных пособий и учебно-методических работ; является автором изобретения АС №128987 от 15.10.1986 г. Лауреат конкурсов Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу 2010, 2011, 2014, 2016 г. за книги "Социодинамика экологической субкультуры детства", и "Экологическая педагогика: современный аспект", "Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития", учебное пособие: Экологовалеологический подход к здоровьесбережению детей дошкольного возраста. Учебное пособие / Екатеринбург, 2015. Том Часть 1 и 2.

.Сетевое взаимодействие УРГПУ с дошкольными организациями в развитии системы работы по повышению квалификации. Сборник научных статей / Екатеринбург, 2016.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе современной школы // Учебное пособие [Главный редактор Моисеева Л.В.] – Екатеринбург: изд. АМБ, 2010.

Моисеева Л. В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. -№2 (44). 2007. С. 3-12.

.Моисеева Л.В. Экологическая психология как основа безопасности личности в экстремальных ситуациях./ Экология и развитие общества. Материалы XIV международной конференции. 8-13.07.2012, Санкт-Петербург / Под ред. проф Л.К. Горшкова. СПб., МАНЭБ, 2012. С– 502 с.

Моисеева Л. В. Экологическая компетентность школьников в области безопасности жизнедеятельности в интересах устойчивого развития./ Инновации в профессиональном образовании. Материалы Международной научно-практической конференции. 25 марта 2013 г. Тюмень, 2013. – С. 132-136.

Моисеева Л.В.Экологическая педагогика: современный аспект. Монография. – Казань, РКЦ «Учебная книга». 2010. – 345с.

Моисеева Л.В Научный менеджмент и методологический консалтинг в подготовке педагогических кадров высшей квалификации/ Монография. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012. – 150

Моисеева Л.В., Кузнецова Н.А., Кузнецова А.В. Экологическая картина мира : закономерности формирования представлений в период детства ./ Монография . УрГПУ, г. Екатеринбург, 2017. – 368с.

Моисеева Л.В., Лазарева О.Н. Педагогическая экспертиза качества естественнонаучного и экологического образования в период детства. /Монография . УрГПУ, г. Екатеринбург, 2017. – 289с.

Моисеева Л.В Экологическое образование: исторический аспект. Монография, УрГПУ, НПЦ “УНИКУМ”, Екатеринбург, 1996. - 7,0 п.л.,

Моисеева Л.В., Черникова М.С. Экопсихологический подход развития одаренности в период детства. - Екатеринбург, 2011. - 140 с.

Моисеева Л.В Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования. Монография. - Екатеринбург, 2008. . – 169с.

Моисеева Л.В Экологическая педагогика как научно-методологическая основа экологического образования. //Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи. Монография: Чел. гос. пед. ун-т, г. Челябинск, 2009.

Моисеева Л.В Экологический подход в психолого-педагогическом образовании как основа достижения устойчивого развития./ Педагогическое образование в России 2012. №2. – С. 49-54.

.Моисеева Л.В. Жилбаев Ж.О. Международное сотрудничество Казахстана и России в экологическом образовании для устойчивого развития. Международный конгресс «Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты», 21-22 ноября 2016 года в Южно-Уральском гос. гуманитарно-педагогическом университете.

Моисеева Л.В., Жилбаев Ж.О.Сотрудничество России и Казахстана в экологическом образовании для сохранения природного и культурного наследия. Международная научно-практическая конференция, «Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования», посв. 80-летию географо-биологического факультета УрГПУ 17-18 ноября 2016 г.