Нигматов Зямиль Газизович
Нигматов Зямиль Газизович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Основатель научной школы «Гуманистическая парадигма педагогического образования».

Начав свой путь в науку учителем математики в сельской школе, познав проблемы директора сельской и городской школы, З.Г. Нигматов приобрел богатый опыт практической работы на ниве отечественного образования, который он позднее использовал, став заведующим кафедрой научных основ управления школой, деканом, проректором и, наконец, ректором гуманитарно-педагогического университета (до 15.02.2008 г.).

Весьма актуальными и современными следует признать исследования доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, действительного члена Международной педагогической академии, ректора Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Нигматова Зямиля Газизовича, занимающегося в течение уже многих лет одной из востребованных обществом проблем - проблемой гуманизма и гуманитаризации - и первым в России защитившего докторскую диссертацию по ней, которая на сегодня стала ведущим научным направлением в педагогической теории и практике. З.Г. Нигматов вошел в число крупных ученых-педагогов, обладающих способностями выполнения региональных и федеральных исследовательских программ.

Первым в России написал и успешно защитил докторскую диссертацию по теме: «Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1945-1989 гг.)», создал научную школу молодых ученых, работающих над проблемами гуманизации образования. Он автор 14 монографий, 3 учебников по педагогике, 12 учебных пособий.

С 1990 года он является председателем диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальностям 13.00.01-общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02-теория и методика обучения и воспитания (русскому языку в общеобразовательной школе).

Будучи талантливым организатором науки, являясь в течение 17 лет председателем совета по защите докторских диссертаций при ТГГПУ, З.Г. Нигматов принимает самое активное участие в подготовке и аттестации научно-педагогических кадров высокой квалификации..

Он создал свою научную школу, и его ученики - 52 кандидата наук и 12докторов наук, 6 из которых иностранные граждане, - успешно развивают идеи гуманизации образования личности в разных точках России, СНГ и мира, содействуя тем самым укреплению межнациональных отношений между народами, установлению дружественных отношений между государствами, международных связей и сотрудничества с вузами США, Англии, Франции, Германии, Китая, Турции, Египта и ряда арабских стран.. А начало этому было положено еще в семидесятые годы, когда Министерством просвещения СССР З.Г. Нигматов был направлен в Сомали (Африка) в качестве преподавателя математики на английском языке и, проработай там три года.

З.Г. Нигматов принадлежит к тому поколению людей, которых отличают широкий общекультурный кругозор, фундаментальная теоретическая и практическая подготовка, высокий профессионализм, талант организатора, творческий подход к любому делу и обостренное чувство ответственности.

Под руководством Нигматова З.Г. защищено 52 кандидатские диссертации. Среди них

1. Мильграм А.А. «Социально-педагогические условия гуманизации отечественной школы в последней четверти ХХ века» (2000г.).

2. Гошуляк Любовь Даниловна «Становление и развитие земской концепции народного образования в дореволюционной России, 1865-1917 гг. (На материале Пензенской губернии)» (1995).

3. Галиуллина Ф.Ш. «Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза» (2003г.).

4. Ло Юн «Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае» (2005г.); Ведина А.А. «Реализация принципа гуманизма в учебном процессе общеобразовательных школ Великобритании (на примере гуманитарных дисциплин)» (2005г.).

5. Валеева Лилия Агзамовна «Становление и реализация дидактической системы Джона Дьюи» (2008г.).

6. Абдрафикова Альбина Ринатовна «Развитие гуманистической парадигмы в системе высшего педагогического образования в IV четверти ХХ века» (2005г.).

7. Абдел Хаким Ясин Хиджази «Основные тенденции развития образования в Иордании (1970-1995 гг.)» (1996г.).

8. Ахмеров Галим Ниязович «Музыкально-педагогическая система деятельности С.Сайдашева» (2004г.).

9. Баймурзина Вилbя Искандаровна «Становление и развитие Башкирской народной педагогики» (1998г.).

10. Биктемирова Элла Ильдаровна «Педагогические воззрения и деятельность Галимджана Баруди» (2002г.).

11. Виноградов Владислав Львович «Управление сплочением академических групп (педагогический аспект)» (1996г.).

12. Валеев Агзам Абрарович «Концепция свободного воспитания Александра Нейла и ее реализация в практике школы» (2001г.).

13. Гайсин Ильгизар Темергалиевич «Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно-научных дисциплин» (1995г.).

14. Гатиятуллин Мухаммат Хабибуллович «Формирование технолого-трудловой культуры у старшеклассников сельских школ» (1999г.).

15. Гизатуллин Рамиль Шавкатович «Нравственно-патриотическое воспитание старшеклассников на героических традициях российского офицерства» (2005г.).

16. Гусак Гульнара Николаевна «Развитие начального образования в Татарской АССР в 1945-1985 гг.» (2001г.).

17. Газизов Рузиль Рафаилевич «Тенденции развития среднего образования в Казанской губернии во второй половине Х1Х века» (2001г.).

18. Габдрахманов Наиль Газизович «Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования» (1997г.).

19. Гайфутдинов Азат Минабутдинович «Развитие дидактических принципов в истории отечественной педагогики (1945-2000)» (2002г.).

20. Гайфуллина Татьяна Викторовна «Развитие методов воспитания в истории отечественной педагогики (1945-2000)» (2003г.).

21. Гизатуллина Наиля Мухамедовна «Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков» (1999г.).

22. Гильманов Мухамат Мухаматюнусович «Использование духовно-нравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения подростков» (2004г.).

23. Зиятдинова Лейсан Саматовна «Формирование педагогических умений студентов естественно-географических факультетов к экологическому воспитанию в школе» (2002г.).

24. Иванов Дмитрий Игоревич «Развитие международного сотрудничества Российских вузов» (2002г.).

25. Мухаметшин Азат Габдулхакович «Становление и развитие педагогической мысли в Волжской Булгарии (VII-ХIV вв)» (1995г.).

26. Микаил Сойлемез «Общее и профессиональное образование в Турции (проблемы становления развития)» (1995г.).

27. Мильграм Геннадий Абрамович «Социально-педагогические технологии гуманизации оздоровительно-досугового процесса в лечебно-рекреационном комплексе» (2001г.).

28. Мирзагитов Рамиль Хамитович «Социально-педагогические тенденции развития татарского лингвистического образования (ХIХ - начало ХХ в.)» (2004г.).

29. Мустафин Данил Махмутович «Тенденции развития содержания, форм и методов подготовки педагогических кадров в учреждениях среднего профессионального образования (1945-200 гг.)» (2004г.).

30. Пугачева Наталья Борисовна «Формы организации учебно-воспитательного процесса образовательной школы на принципе гуманизма» (1996г.).

31. Сабирова Диана Рустамовна «Тенденции развития и современное состояние системы профессионального педагогического образования в Англии (1979-1997 гг)» (1998г.).

32. Сабитова Резеда Наилевна «Формирование экологической культуры старшеклассников средствами экономического образования» (2005г.).

33. Сахипова Разия Азгаровна «Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (на материалах школ-гимназий)» (1996г.).

34. Самир Али Саид Салам «Общепедагогические и гуманистические идеи Абу-наср Аль-Фараби» (1996г.).

35. Тайгина Светлана Алексеевна «Многопрофильная направленность школы как условие формирования профессионально ориентированной личности учащихся» (1996г.).

36. Халитова Назия Хабибулловна «Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов» (1995г.).

37. Хайрутдинова Венера Кашфиевна «Кафедральная форма управления учебно-воспитательным процессом в гимназии» (1997г.).

38. Хамзина Гульнара Разиевна «Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза» (2002г.).

39. Хамитов Илшат Миргалиевич «Педагогические технологии использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей» (2000г.).

40. Шигапова Эльвира Мансуровна «Сравнительный анализ музыкально-эстетических традиций татарского и турецкого народов» (1997г.).

41. Шакирова Лилиана Рафиковна «Тенденции поэтапного развития и содержание педагогической деятельности математической школы Казанского университета (1804-1904 гг.)» (1998г.).

42. Шаяхметова Роза Искандаровна «Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников» (2003г.).

Под руководством Нигматова З.Г. защищено 12 докторских диссертаций. Среди них:

1. Валеева Р.А. «Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина ХХ века)» (1997г.).

2. Гайсин И.Т. «Преемственность системы непрерывного экологического образования» (2000г.).

3. Даутова Гузалия Жевдятовна «Развитие поликультурного образования в Поволжье» (2004г.).

4. Баймурзина Вилия Искандаровна «Становление им развитие Башкирской народной педагогики» (1997г.).

5. Валеев Агзам Абрарович «Развитие теории и практики свободного воспитания в зарубежной педагогике (ХХ в.)» (2008г.).

6. Краснов Николай Герасимович «Педагогическое наследие И.Я.Яковлева и становление национальной школы чувашского народа» (1995г.).

7. Козлова Планета Павловна «Природосообразность как основной принцип в истории школы и педагогики» (1998г.).

8. Закирова Венера Гильмхановна «Традиционная педагогическая культура татарской семьи» (2002г.).

9. Салитова Фэридэ Шарифовна «Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа» (2003г.).

10. Шакирова Лилиана Рафиковна «Развитие математического образования в российских университетах Х1Х века» (2005г.).

11. Явгильдина Зилия Мухтаровна «Развитие общего музыкального образования в Татарстане (ХХ в.)» (2007г.).

Наиболее значимые из работ Нигматова З.Г.:

1. Педагогика школы. Казань: Тат. книжное изд-во.- 1993.-425с.

2.Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс. Казань: ИССО РАО,1998.-130 с.

3.Курс лекций по педагогике: (теория и методика воспитания). Казань: Матбугат йорты, 2000.-384с.

4.Культурологическая направленность обучения в педагогическом вузе: Воспитание в педагогическом вузе. Журнал Высшее образование в России. - 2004. - №9. - с.61-64.

5.Учитель для учителя. Модернизация обучения будущих педагогов. Ж-л «Экономика и образование сегодня» . № 4, 2005 с.57-59.

Монографии:

1. Социалистический гуманизм: педагогика и школа. – Казань: Татарское книжное издательство, 1988. – 271 с.

2. Гуманистические традиции педагогики. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. - Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2003.- 271 с.

3.Гуманистические основы педагогики. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2004.- 400 с.